04.06.2010 | 19:30

Москва проводила в последний путь поэта свободы – Андрея Вознесенского

В Москве простились с легендарным поэтом-шестидесятником Андреем Вознесенским. Автор сорока стихотворных сборников, он стал реформатором современной поэзии. Но главное, он подарил своим читателям первые уроки свободы – поэтической, гражданской, внутренней. Свободы, которая дала ростки, и сформировала мировоззрение не одного поколения граждан. Сегодня в Центральный Дом литераторов пришли сотни людей – писатели, режиссеры, актеры, журналисты, известные деятели культуры и искусства, друзья поэта и, конечно же, почитатели его таланта. Рассказывают "Новости культуры".



"Смелый и стойкий поэт" – так говорят о поэте его друзья. Андрея Вознесенского не сломила долгая и тяжелая болезнь. Он писал до последних дней, даже когда потерял голос и уже не мог читать собственные стихи.

"Вознесенский был воплощением метафоры. Я думаю, это время требовало метафоры. Вся наша поэзия питалась его энергией. Так долго болея, он последние годы писал даже лучше. На нем держалось очень много", – говорит поэт Евгений Рейн.

Евгений Евтушенко вспоминает и смелые стихи в Политехническом, и то, как власти ополчились на Вознесенского за дружбу с Пастернаком, который первым заметил стихи начинающего поэта. В 1963 году Хрущев кричал с трибуны, обвиняя Вознесенского в формализме. Эти строки – посвящение другу и ушедшей эпохе шестидесятников:

"Не стало поэта, и сразу не стало так многого. И это неназванное не заменит никто и ничто", – продекламировал Евгений Евтушенко.

"Перед глазами стоит этот юноша хрупкий и нависающее политбюро с кулаками. Он один из первых указал нам путь свободы. Он сам был внутренне свободен", – подчеркнул министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев.

"Он как бы соединил шестидесятые годы с началом века. Тот модерн, идущий от Маяковского, Хлебникова, те интенции русской поэзии, которые были забыты после двадцатых годов были прерваны. Он как бы восстановил эту линию", – считает писатель Игорь Волгин.

Николай Караченцов, Марк Захаров – сегодня в ЦДЛ собрались те, для кого Андрей Вознесенский был одним из основателей поэтического театра. Это по его поэме в начале 1980-х поставили легендарную рок-оперу "Юнона и Авось". Тогда критики назвали ее "антисоветчиной".

"Он преобразил обыкновенные слова, которыми мы пользуемся в жизни. В его стихах они стали бьющими, разящими, хитрыми, ударными", – считает худрук "Ленкома" Марк Захаров.

"В науке под названием "Театр на Таганке" с Андреем Вознесенским хлынула на сцену огромная поэтическая линия. Это было открытие не только на Таганке, но потом и по всей стране", – заверяет народный артист России Валерий Золотухин.

Не все, кто хотел простится с любимым поэтом, попали в зал Дома литераторов. Люди несколько часов стояли на улице, чтобы проводить Вознесенского в последний путь.

"Это примерно так же, как если бы сегодня был похоронен Пушкин или Лермонтов. Если прилагать это к нашему времени", – убежден народный артист РСФСР Алексей Петренко.

На Новодевичьем кладбище все прошло без пышных церемоний. Туда пришли только самые близкие. Выполнить последнюю волю Андрея Вознесенского – похоронить его рядом со своими родителями.

Все материалы по теме>>>