07.06.2010 | 19:55

Шедевры старых мастеров из главного собрания Венгрии

В Москву привезли шестьдесят полотен старых мастеров из собрания главного художественного музея Венгрии. Его коллекция – одна из крупнейших в Европе, а история насчитывает четыре столетия. Основу венгерского собрания составила коллекция князей Эстерхази. Выставка, которая открылась сегодня в музее изобразительных искусств имени Пушкина так и называется "От Рафаэля до Гойи". Рассказывают "Новости культуры" .




Право отобрать картины из Будапештской коллекции было предоставлено Ирине Антоновой. Принцип был простой: Качество произведений и то, чего нет в Московском Музее изобразительных искусств или вообще в России. И все-таки не все шедевры из желанного списка были привезены на выставку в Москву. О том, что не увидят зрители, остается лишь догадываться.

"Мы относимся с уважением к неполучению некоторых вещей, потому что, как музейные работники, хорошо понимаем, почему могут при всей доброй воле нам в чем-то отказать. Это и состояние сохранности, и основа, на которой создана картина. Как известно, на дереве, как правило, нежелательно выдавать картины в другие страны", – говорит директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова.
В центре экспозиции - три портрета молодых людей, выполненных Рафаэлем, Джорджоне и Дюрером. Все они были созданы в начале XVI века, и изображенные на них юноши были современниками самих художников. Но вот состояние портретируемых у всех разное, и кто изображен – не известно.

"По поводу интерпретации этих портретов существует много разных гипотез. Поскольку есть даже какие-то надписи, но они более позднего времени, которые присваивают имена людям, которые на самом деле не могли быть изображены по определению", - отмечает куратор выставки Вадим Садков.

Будапештский музей гордится своей коллекцией испанской живописи. Это одно из лучших собраний в Европе: Веласкес, Мурильо, Сурбаран, Гойя. Картина Эль Греко, на которой изображена Мария Магдалина, в начале XX века находилась в парижской коллекции Ивана Щукина и, со временем, могла бы оказаться в Москве, если бы собиратель не захотел с ней расстаться. Она была продана на аукционе и через некоторое время приобретена Будапештским музеем. Похоже, что сам Щукин об этом не жалел. Его больше интересовали импрессионисты.

"Я думаю, что кто-то неправильно его информировал об авторе. То есть были такие умные дилеры в начале XVIII и на рубеже XIX веков, тем более. Они рассказывали не очень просвещенным в истории искусства русским коллекционерам о старой живописи. Потому что современную они чувствовали интуитивно", - рассказывает куратор выставки Светлана Загорская.

"Водоноска" Гойи - одна из визитных карточек Будапештского музея. Чего не скажешь о портрете Рубенса, создателя фламандского барокко. Любитель пышных женских форм, здесь представлен портретом натурщика. Это одна из любимых моделей Рубенса, которую он переносил с одной картины на другую. Еще один портрет Ван Дейка - ученика Рубенса. Ван Дейк начал рисовать в 14 лет, а вот этот парный был создан, когда ему было всего 20.
"Это парадный портрет супружеской четы. В их одежде видно влияние испанской моды. Вот эти высокие воротники. И в то же время, несмотря на парадность, их жесты, руки говорят о взаимной любви", - объясняет исполнительный директор Музея изобразительных искусств (Будапешт) Андреа Цере.

Больше всего в экспозиции оказалось портретов, так что зрители смогут представить, что любили, о чем думали и как одевались в Европе в те далекие времена.


Читайте также: На смену Пикассо пришли старые мастера

Выставка "От Рафаэля до Гойи..."