08.06.2010 | 10:17

Не моргать! Фестиваль анимационного кино в Анесси

Сегодня в небольшом французском городке Анесси открывается крупнейший и старейший в мире фестиваль анимационного кино. Смотр, который называют "Каннами для мультфильмов", уже полвека считается законодателем мод и первооткрывателем новых имен в мировой анимации. В конкурсные программы юбилейного - 50-го - фестиваля отобрано сразу десять российских картин. Три фильма попали в основной конкурс, четыре - будут бороться за звание лучшего дебюта, и впервые наши ленты заявлены в конкурсах анимационных клипов и сериалов. О тех, чьи работы будут отстаивать честь отечественной мультипликации в Анесси, рассказывают "Новости культуры".



"Про Василия Блаженного" - не первый фильм Натальи Березовой, который увидит Анесси. Отборщики фестиваля уже трижды приглашали во Францию ее работы. Сама Наталья у савойского озера однажды бывала, но в этом году не судьба - дороговато. Раньше дорогу ей оплачивало Госкино, сегодня не до того. А в семье Березовых кроме двух детей - два режиссера анимационного кино. "Сейчас речь не идет о фестивалях, с нового года не подписан ни один контракт об оплпате студийной работы", - замечает Березовая.

Сегодня многие студии закрываются, проекты заморожены. Анимацию, которую мы теряем, показывает международный фестиваль в Анесси. В основном это фильмы, сделанные полтора - два года назад, до кризиса и реформы госфинансирования кино. Российские работы представлены во всех номинациях, кроме полного метра. Там мог бы быть "Гадкий утенок" Гарри Бардина...

Критик анимационного кино Мария Терещенко делится своими соображениями: "В селекции сидят европейцы, и им не очень интересно смотреть "Аленушку и Ерему" с русскими песнями, возможно, и "Гадкому утенку" Бардина это помешало. То же ведь мюзикл, песни на русском. И что с этим делать? Субтитрировать?"

В главном для Анесси соревновании короткометражек россиян трое: кроме Натальи Березовой, Алена Оятьева с фильмом "Жила-была муха" и Ольга Кудрявцева с дебютом "Про птицу".

Фильм "Про птицу" сделан дома - своими силами по ночам, озвучание за счет семейного бюджета. Режиссер Ольга Кудрявцева говорит: "Хочется что-то уже более профессиональное сделать, не с выпученными глазами. Тяжелая работа".

Ольга Кудрявцева свой дебют выпустила через десять лет после вгиковского диплома. Анне Шепиловой повезло больше. Полторы недели назад у нее родился сын, накануне она закончила дебютный фильм, а ее дипломная работа - фильм "Другая" - тем временем попала в студенческий конкурс Анесси. Заявку посылала сама вместе с художником своего фильма Светланой Подъячевой.

В Анесси традиционно очень сильный студенческий конкурс. Впервые в нем так много российских участников - четыре. Это значит, что молодая анимация у нас есть. Но делать из этого факта радужные выводы о состоянии отечественной анимационной школы не стоит.

Производственные лагуны наши режиссеры заполняют своим трудом и изобретательностью. Но в технологичном полнометражном кино – это не вариант. Здесь наши бюджеты ни европейским, ни американским – не конкуренты. Наталья Березовая говорит: "Когда каналы поймут, как с нами быть. Когда инвесторы поймут, что в анимацию выгодно вкладывать, тогда все и будет хорошо".

Но и в конкурс Анесси попасть – уже неплохо. Сегодня, в день открытия, все болельщики за российскую анимацию надеются, что жюри конкурса нас не проморгает. "Анимация –это ведь, что такое?", - задается вопросом Наталья Березовая. И отвечает: "Не моргать! Бывает в секунду целая сцена уложена. В секунду!".