08.06.2010 | 11:04

Юрий Башмет: "Премьера – это особенная ситуация"

Премьера, которую меломаны назвали сюрпризом музыкального лета. В Зале имени Чайковского прозвучал концерт для фортепиано с оркестром Игоря Райхельсона. Это произведение композитор посвятил пианисту Борису Березовскому. В его исполнении концерт не раз звучал во многих залах мира, но в Москве впервые. Дирижировал столичной премьерой маэстро Юрий Башмет. Подробности - у "Новостей культуры".



Эта премьера была задумана четыре года назад. Игорь Райхельсон торопился на концерт во Францию послушать трио, в составе которого играл Борис Березовский, но опоздал. Поезд виноват. В результате пианист и композитор встретились в одном из французских кафе ночью уже после концерта. У них появилась идея недописанный концерт Райхельсона для фортепиано с оркестром сочинить по-новому, с поправками Березовского.

С Юрием Башметом Игорь Райхельсон познакомился раньше, когда жил на два дома – Россию и Америку, как он это делает сейчас. Их знакомство началось с джаз-сюиты, исполненной Башметом и Бутманом на фестивале, проходящем на итальянском острове Эльба.

За 10 лет Юрий Башмет дирижировал и солировал во многих российских премьерах композитора. В 2003 году он сыграл адажио Райхельсона в престижном американском Карнеги-холле. 6 лет спустя Башмет повторил это адажио в фильме Сергея Соловьева "Асса-2".

Сочетание на афише трех имен обеспечивало внимание. Хотя их обладатели изрядно волновались.

Юрий Башмет художественный руководитель оркестра "Новая Россия", говорит: "Всегда первое исполнение имеет какую-то степень риска, но зато имеет степень свежести, которой трудно добиться в последующем. Премьера – это особенная ситуация".

Игоря Райхельсона называют неоромантиком, но корни его – в джазовой музыке. В начале своей карьеры он организовал джаз-квартет "Восходящие звезды" и гастролировал с ним по всему Советскому Союзу. И этот концерт, как и другие произведения композитора, сross-over, что значит "на перекрестке разных стилей".

"Очень интересная судьба: смесь джаза и русской классики – двух главных влияний в его жизни, - говорит Борис Березовский. - Я естественно тоже обожаю русскую классику и люблю джаз". Он специально для себя попросил Райхельсона написать скерцо, в котором оркестр отдыхает, работает только пианист.

В конце концерта – не дежурное "спасибо". Признание Юрия Башмета в любви своему оркестру. К сожалению, это последний концерт сезона. И признание Игоря Райхельсона своей счастливой судьбы: "Меня играют, меня издают. Я – счастливый композитор. Это не значит, что у меня и музыка счастливая, но в плане профессиональном я чувствую себя счастливчиком!".

Во всяком случае, это его счастье, что когда-то темной ночью во Франции он встретил Бориса Березовского, которому и посвятил этот концерт.