08.06.2010 | 12:27

Печать. 8 июня 2010 года

"Баловень судьбы с израненной душой" – в преддверии 100-летия со дня рождения Александра Твардовского литературоведы вспоминают одного из главных поэтов советской эпохи. Эта и другие темы сегодняшних газет – в обзоре "Новостей культуры".



***
К юбилею Александра Твардовского в серии "Жизнь замечательных людей" вышла биография поэта, написанная Андреем Турковым. С одним из старейших отечественных критиков, лично знавшим Твардовского, побеседовала обозреватель "Известий" Наталья Игрунова. "В армии, в начале 1943, – вспоминает Андрей Турков, – где-то под Калугой мне попал в руки "Теркин". Уже отдельной книжечкой, но еще не полный". Турков и Твардовский познакомились в начале 1950-х, когда Александр Трифонович уже руководил журналом "Новый мир", и общались до самой смерти поэта в 1971 году. "Он был абсолютно советский писатель, – говорит Андрей Турков. – Это человек, которого родила революция, "дитя комсомола", со всем его энтузиазмом, со всей наивностью, со всеми заблуждениями тех лет... Характер, человек были сразу видны... Этакий баловень судьбы и безоблачный поэт. А на самом деле этот "счастливчик" был весь в рубцах и шрамах!". Словом, все, как у истинного поэта. Особенно – российского.

***
На Загребском фестивале анимации один известный режиссер говорил: "Я снимаю год, а фильм получается всего на десять минут – масштаб несоразмерный. Чем дальше, тем больше думаешь, на что потратить этот год? Хотелось бы на что-то существенное". Эти слова приводит в своей статье о загребском "Анимафесте" автор сегодняшнего "Времени новостей" Дина Годер. "Вот так, – пишет она, – в сильном конкурсе каждая программа – это десяток лет режиссерских жизней и такая концентрация энергии, мыслей и разных способов миропонимания, какие в игровом кино не увидишь". Главный приз за лучший студенческий фильм получила работа немецкой студентки Ангелы Стеффен "Прожилка жизни" – декоративная, изящная, немного в восточном духе карандашная работа. Ну, а "Гран-при" Загреба жюри вручило эстонцам Прийту и Ольге Пярн за картину "Водолазы под дождем".

***
В 1939 году Вахтанг Чабукиани превратил пьесу Лопе де Веги "Овечий источник" в балет "Лауренсия" на музыку Александра Крейна. Об этом событии напоминает своим читателям журналистка "Времени новостей" Анна Гордеева. Сейчас главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер сделал свою версию "Лауренсии". При этом, если верить газете, постановщик "все же следует по стопам Чабукиани и столетию со дня рождения замечательного грузинского танцовщика свой спектакль посвящает... Реконструировать тот спектакль невозможно, но можно собрать тех исполнителей, кто, к счастью, еще жив, и попытаться поиграть в эту игру под названием "легенды советского драмбалета". И тогда все возвращается: азарт, искренность и страсть. И в афишах вновь появляется отличный балет, казалось, уже засыпанный песками времени". Вот такая археология от искусства.