10.06.2010 | 19:33

От "Кинотавра" требуют "Сатисфакции" и предлагают "Перемирие"

«Кинотавр» подводит первые итоги. Накануне завершился конкурс короткометражек – жюри под председательством Алексея Попогребского выбирало победителя среди девятнадцати претендентов. Приз достался картине режиссера Николая Соколова «Ракоход». А «Белого слона» – награды Гильдии киноведов и кинокритиков – удостоен Тимур Исмаилов и его лента «Бинго». Показы основного конкурса пока идут полным ходом. Сегодня в его афише представлены фильмы «Явление природы» Сергея Осипьяна и Александра Лунгина, «Обратное движение» Андрея Стемпковского и «Слон» Владимира Карабанова. О конкурсных картинах дня минувшего – репортаж «Новостей культуры».

Свои рабочие будни XXI «Кинотавр», не скупясь, предоставляет и другим киносмотрам. Сегодня стало известно, что фестиваль «Завтра» меняет свое название, изменяя при этом и концепцию. Тем самым, вписываясь в категорию дебютов. Под новым именем «2 in 1» – вместо «2morrow». Кинофест дебютирует в Москве уже этой осенью.

Такие изменения связаны с довольно банальной причиной – сменой спонсора. Впрочем, как объяснил программный директор фестиваля «2 in 1» Алексей Медведев, оставлять старое название с новым содержанием тоже не имело смысла.

«Это два в одном, это соединение зрительской привлекательности и авторского начала, это поиск таких фильмов, у которых есть свой индивидуальный авторский почерк, и они не слишком герметичны для зрителя», – поясняет он.

Если кто-то и умеет быть открытым для всех зрителей, то это дебютант Гришковец. Он без устали раздает интервью. В Сочи он приехал всего на два дня – представить фильм и улететь за очередной «сатисфакцией». В кино он, конечно, не новичок. Но чтобы в главной роли, да еще и в качестве продюсера и сценариста, такое даже для Гришковца впервые.

«Было очень сильное желание, внятное и продуманное, и очень подготовленное, снять эту картину. При этом за сценарий и за свою режиссерскую работу ни Анна, ни я не получили никаких денег. Это был наш вклад в то кино, которое мы хотели снять», – говорит он.

Режиссер «Сатисфакции» Анна Матисон до этого сняла десятиминутное видео на композицию Гришковца и группы «Бигуди» – «Настроение улучшилось», а потом написала в соавторстве с известным драматургом пьесу «Дом». После этого уже и к полному метру, можно было переходить.

«Идея изначально принадлежит нашему исполнительному продюсеру Юрию Дорохину. Это он просто бросил – а что если два мужчины пьют из-за женщины? Это такая была драматургическая зацепка. Мы ее создали и писали все под персонажа Гришковца», – рассказывает Анна Матисон.

Диалог двух мужчин, как своеобразная дуэль. Кто кого перепьет. Одному из них, герою Евгения Гришковца, так нужна сатисфакция. Он, преуспевающий бизнесмен, узнал, что жена изменяет. Причем, с его же приятелем. Драматургически все выверено абсолютно точно. За каждой поднятой рюмкой – своя история. И никакого перемирия.

Фильм Светланы Проскуриной «Перемирие» только начинает свою фестивальную жизнь. «Кинотавр» – своеобразный старт для этой ленты. Про режиссера говорят, что Проскурина снимает авторское, фестивальное кино. Сама Светлана еще более точно называет его лабораторным. Она всегда долго и тщательно ищет сценарии. Этот как будто сам ее нашел. Сценарист Дмитрий Соболев прислал режиссеру сразу несколько своих работ. Этот сценарий занимал всего двенадцать страниц, и Проскурина уже с нетерпением ждала продолжение.

«Перемирие – это значит избыток мира. Это тот мир, который мы не в состоянии освоить. Впечатлений не хватает, чтобы сюжет двигался, наш личный сюжет. Нужно очень ясно понимать, какие уроки ты проходишь», – поясняет она.

«Это избыток мира внутри, мира который еще не освоен», – добавляет режиссер. Освоить его как раз и пытается главный герой фильма. «Физиологические детали необходимы, – говорит Проскурина. – Иначе как мы поймем, что происходит с этим юношей». Исполнителя главной роли искали очень долго. Кастинг был своеобразный, Проскурина выбирала претендентов из тех, кто снимался в кино, еще ребенком лет, пять-семь назад. Так и появился Иван Добронравов, дебютировавший когда-то у Андрея Звягинцева. В одной из ролей в «Перемирии» снимался и Сергей Шнуров, он еще и автор саундтрека к картине. Такая вот лабораторная от Светланы Проскуриной, которая потом еще долго не оставляет зрителя. Это, кстати, характерное свойство всех ее лент.

Все материалы по теме>>>