11.06.2010 | 13:01

"Диалог времен" - в Музее декоративно-прикладного искусства

«Диалог времен» развернулся в залах Музея декоративно-прикладного искусства. Выставка посвящена центрам лаковой миниатюры, некоторые из которых отмечают в этом году солидные юбилеи. Так легендарному Федоскино исполняется 215 лет, знаменитому Палеху - 85. Более тысячи экспонатов нынешней экспозиции неопровержимо доказывают актуальность и самобытность этих национальных промыслов. Рассказывают «Новости культуры».

Первые лаковые миниатюры появились в России при Петре I. Его тезка купец Петр Коробов в 1795-м году привез из Германии несколько умельцев и открыл в селе Данилково собственное производство. Позже село станет частью Федоскино – одного из трех крупнейших в России центров лаковой миниатюры.

«Русская лаковая миниатюра воплотила все интересные находки восточных, западных лаков и внесла свое национальное своеобразие. Интернациональна не в силу своей простоты, а в силу тех непреходящих человеческих ценностей она близка всем народам», - рассказывает заведующая отделом Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства Людмила Пирогова.

На шкатулках, футлярах, и бисерницах – исторические сцены, сказки и даже песни. Темы росписи на протяжении трех веков почти не изменились. Вот только приметы времени другие. На этой шкатулке – лето 41-го. Сюжеты на все времена любит художник из Холуя – известного центра лаковой миниатюры. «История города Глупова» - работа Александра Смирнова.

«Можно сказать, что в лаковой миниатюре это Салтыков-Щедрин …Реки полные рыб, кладки, полные яиц, тем не менее, все бредут по миру побираться», - говорит Людмила Пирогова.

В зале мастеров Федоскино – работы XIX века, все они – из частных коллекций. Федоскинские умельцы выполняли заказы и царской фамилии.

«Настольный комодик, который принадлежал Елизавете Алексеевне, жене Александра 1, в этом комодике находились личные вещи царицы, здесь была на французской языке библия, ножницы, и эти две шкатулочки, расписанные лукутинскими художниками», - добавляет Людмила Пирогова.

Даже спустя два века он не потрескался. Секрет в том, что лак наносится не на дерево или кожу, а на папье-маше. Наталья Козлова-Ларионова из Палеха пишет целые лаковые полотна.

«Это все вырезается, наклеивается, шпаклюется, и очень трудоемко, потом это все должно быть загрунтовано, раскрыто в цвете, расписано золотом и покрыто более чем 30 слоями лака. А каждый слой лака сушится и шлифуется», - объясняет Наталья Козлова-Ларионова.

Лаковые миниатюры впервые появились на Востоке, но в Россию пришли с Запада. В Работах палехского мастера Ивана Голикова две великие культуры соединились.

«Первые же работы обратили на себя внимание мировой общественности, выставка в Венеции в 24-м году, в начале 24-го года, вызвала сенсацию. И предлагают открыть школу лаковой миниатюры ни где-нибудь, в Италии», - отмечает Людмила Пирогова.

Иван Голиков соединил и две эпохи. В Палехе до революции была развита иконопись. А нерелигиозные сюжеты, которые были в чести после революции, требовали другой специфики. Почти всех художников, занимающихся лаковой миниатюрой, сегодня можно назвать его учениками.