24.11.2017 | 20:01

Новая выставка в Музее Победы посвящена 75-летию создания авиаполка "Нормандия-Неман"

В ноябре 1942 года было подписано соглашение между ВВС Красной Армии и Военным командованием  «Сражающейся Франции» о формировании советско-французского авиационного соединения для участия в совместных боевых действиях против Германии. В хроники Второй мировой оно вошло под названием «Нормандия-Неман». Сегодня в столичном Музее Победы открылась выставка, посвященная боевой истории знаменитого подразделения. Слово − Яне Мирой.

Морис Гидо − из французских крестьян. Однажды, когда был в поле, увидел летящий самолет и решил, что станет авиатором во чтобы то ни стало. Его мечта сбылась. Позже, во время Второй мировой, Гидо будет одним из французских летчиков, воевавших в рядах Красной Армии.

Комитет «Сражающаяся Франция» предложил Советскому Союзу направить в СССР группу авиаторов и механиков, чтобы участвовать в совместных боевых действиях против общего врага. Так возник легендарный полк «Нормандия-Неман».

«Решение о создании было принято 25 ноября 1942 года после того, как Красная Армия одержала первые свои победы, в разгар Сталинградской битвы тогда, когда взоры всех антифашистов мира были устремлены на Россию», − рассказал министр культуры, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.

На выставке представлены важнейшие экспонаты − личные вещи Мориса Гидо. В прошлом году его дочь передала архив отца в дар России. «Цель, которая вела моего отца и его товарищей, − помочь Европе освободиться от фашизма. И поскольку главные бои происходили в СССР, он решил, что будет сражаться именно здесь. И поэтому для меня было важным, чтобы память о нем сохранилась в России», − отметила дочь летчика Мориса Гидо Анн-Мари Гидо. 

Французские пилоты принимали участие в битве на Курской дуге, в Белорусской кампании и Восточно-Прусской операции. Летали на советских самолетах. Бывали дни, когда сбивали по 20-30 машин противника. 

«Им предоставили возможность выбора любого типа самолета, в том числе и те, которые поставлялись в Советский Союз по программе ленд-лиза. Они остановили свой выбор на истребителе Як, тогда это был Як-1. Впоследствии они летали и на Як-7, и на Як-9 и, в конце концов, закончили войну на Як-3», − объяснил научный сотрудник Музея Победы Дмитрий Хазанов. 

В семьях ветеранов «Нормандии-Неман» до сих пор хранят память о дружбе, которая сложилась между французскими пилотами и советскими механиками. После войны каждый в год они встречались 9 мая в Москве. Теперь уже дети и внуки авиаторов регулярно приезжают в Россию на Парад Победы. Так что, история полка «Нормандия-Неман» продолжается.
 

Новости культуры