15.06.2010 | 10:43

Гала в честь Раисы Стручковой

Гала-концерт в честь балерины Раисы Стручковой прошел на сцене Концертного зала Чайковского. В списке легенд Большого театра это имя – одно из самых ярких. Эталонная исполнительница партии Золушки в одноименном балете Прокофьева, она осталась в памяти поклонников как редкий пример примы, которая начала преподавательскую деятельность еще до завершения сценической карьеры. Почти сорок лет жизни Раиса Стручкова посвятила своим многочисленным ученикам. Этот гала – уже их посвящение любимому педагогу. Рассказывают «Новости культуры».

В этом гала все как на подбор. Номера – самые яркие, участники – молодые звезды балета. Дата концерта – 14 июня – тоже выбрана неслучайно.
Евгений Валукин, заведующий кафедрой хореографии балетмейстерского факультета РАТИ-ГИТИС объясняет выбор: «Я вам должен сказать, что именно 14 июня в 1947 году Раиса Степановна станцевала впервые партию Золушки».

Одним из принцев Раисы Стручковой на сцене был Михаил Лавровский.
Михаил Лавровский, балетмейстер-репетитор, вспоминает о своей партнерше: «Она первой стала менять эстетику. Помимо эмоций, образа на сцене она первой стала очень чисто, по-современному танцевать».

В этот вечер на сцене снова Золушка, теперь уже в исполнении Анастасии Яценко и Дмитрия Белоголовцева. Почти 10 лет Анастасия Яценко занималась с Раисой Стручковой. Вместе работали над партиями в «Анюте», «Щелкунчике», «Дон Кихоте». Балерина говорит, советы Раисы Степановны и сейчас ей помогают и на репетициях, и во время выступлений: «До сих пор слышу ее слова, когда танцую, слышу ее замечания, ее голос, ее пожелания. Она всегда говорила: «Настюрочка, помни, ты танцуешь. Это самое главное, самое главное».

Уроки Раисы Степановны помнит и Дмитрий Белоголовцев. Среди его партнерш – немало воспитанниц легендарной балерины: «И с Настей я танцевал много балетов – она репетировала с Раисой Степановной. И со многими ее ученицами – и с Рыжкиной, и с Ниной Ананиашвили мы танцевали – тоже ученица Раисы Степановны».

Кристине Кретовой познакомиться с Раисой Стручковой не довелось. Но, конечно, она видела записи ее выступлений. Говорит, ее стремительные и легкие прыжки забыть невозможно. На вечере в честь виртуозной Стручковой Кристина танцует Шахерезаду. Эту партию она выучила в прошлом году для участия в проекте Андриса Лиепы. Он возобновил несколько легендарных постановок Дягилева.
Кристина Кретова, солистка балета Музыкального театра им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, признается: «Давно хотела станцевать, потому что это образ очень неоднозначной, роковой женщины, страстной, любящей, в то же время плачущей перед своей смертью. Здесь много тонких линий».

Последние наставления перед выходом на сцену своей партнерше дает Морихиро Ивата. 3 года назад он поставил на музыку Малера отдельный хореографический номер. Танцует его только с Ксенией Пчелкиной.
«Это современный танец, но не модерн, не контемпорари, это все-таки классическое направление, - говорит о своей постановке Морихиро Ивата. – Ставки именно на эмоции. «Вечная любовь» называется номер».

Каждый номер в исполнении Раисы Стручковой был маленьким спектаклем, который завораживал зрителей. Спустя много лет чары профессионализма и мастерства так же действенны. Только теперь в роли волшебников – новое поколение артистов балета.