15.06.2010 | 10:56

Книжный фестиваль завершил свою работу

«Книга – это окно в мир, и такое окно нужно держать открытым», - уверены организаторы Московского открытого международного книжного фестиваля. С 2006 года этот форум, объединяющий вокруг книги все направления современной культуры, занимает постоянную строчку в летнем расписании столичных книголюбов. Возможно, во многом благодаря особой атмосфере непринужденного общения. Пятый фестиваль не стал исключением. Пока писатели спорили о месте литературы в сегодняшнем мире, читатели знакомились с редкими изданиями. Рассказывают «Новости культуры».

Стихи Ахматовой, Цветаевой, Блока можно уместить и на спичечном коробке. Все эти книги сделаны вручную. Стихи Тургенева, «Собачье Сердце» Булгакова – итоги десятилетней и почти ювелирной работы мастеров. Или вот книжка – «Талисман» Пушкина. Она оформлена ювелиром в золотом окладе.

Есть среди томов и книги ровесницы Серебряного века. Биографии Тициана и Рубенса, дореволюционные труды по географии и биологии – все это из частных коллекций. Вот, например, журнал «Танго», выпуск 1911 года. Тогда в России только узнали о запретном танце страсти.

Елена Устругова, участник Международного открытого книжного фестиваля, заместитель директора художественного фонда, рассказывает о том, что можно найти среди редких изданий: «1915 год. Каталог Императорской академии художеств. Естественно, с портретом императора. Есть здесь иллюстрации и полный перечень того, что было в музее».

Есть и экспонаты другой эпохи. 1924 год, первый в СССР женский журнал – в основном советы по уходу за детьми. Сейчас раритетные издания в таком количестве можно найти только на книжном фестивале.

Впрочем, книжный фестиваль себя не ограничивает только книгами. Комсомольские значки, старые плакаты, вымпел с изображением Ленина – это главные символы советской эпохи. Рядом, напротив экспонатов советской эпохи, то, что советская власть никогда не приветствовала. «Deep Purple», «Led Zeppelin», « Pink Floyd» - все это когда-то меломаны могли купить только на черном рынке. По-настоящему доступными эти пластинки стали только в эпоху перестройки. В Россию с Запада хлынул поток некогда запрещенной музыки и литературы.

Именно с разговора о «железном занавесе» писатели, участники фестиваля, начали дискуссию о современной прозе. В конце 80-х авторы получили долгожданную свободу слова. Но ее тут же появилась новая диктатура – диктатура рынка.

Андрей Балдин, писатель, говорит: «Писатели раньше храмы строили. Толстой вообще никакой литературной задачи не ставил перед собой, когда начал свои записки с воспоминаниями. И все это стоит до сих пор».

Так называемых «бестселлеров» на фестивале нет. Все крупные книжные магазины Москвы и так заполнены массовой литературой. Новинки фестиваля - «Лев Толстой: бегство из рая» Павла Басинского, «Автопортрет. Роман моей жизни» Владимира Войновича, «Битва» Андрея Битова – достойная альтернатива коммерческому чтиву.

Все материалы по теме>>>