24.10.2012 | 12:01

Илья Кабаков воздвиг "Памятник исчезнувшей цивилизации"

Недавно открывшаяся галерея Red October представляет новый выставочный проект. «Памятник исчезнувшей цивилизации» – глобальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых. Этот проект – многолетняя мечта художника увековечить память о том пространстве, в котором он родился, учился и жил. Речь идет о Советском Союзе. Субъективный взгляд Кабаковых на «исчезнувшую натуру» состоит из 140 самостоятельных работ, коллажей и текстов авторов. Инсталляция, уже показанная на первой киевской биеннале современного искусства, теперь впервые демонстрируется в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

«Памятник исчезнувшей цивилизации» – инсталляции в инсталляции, тридцать семь в одной, самый тотальный и утопичный проект Ильи и Эмили Кабаковых. Все объекты уже были представлены в разные годы, но по отдельности. Мечта Кабаковых – собрать их вместе, создать огромный подземный музей, почти что бункер с «железным занавесом», без окон и дверей. А пока все это – только проект. В центре – архитектурный макет, по периметру – подробное описание каждой инсталляции. И даже ради оформления этой выставки в галерее сделали глобальную перепланировку – следуя концепции Кабаковых.

«Мы отослали все планы этажа, на котором эта выставка проходит, и они сами решали, какие стены, какие коридоры, а мы максимальным образом исполняли все эти идеи в жизнь», – говорит галерист, куратор выставки Владимир Овчаренко.

Приехать в Москву на открытие выставки Кабаковы не смогли – поприветствовали
собравшихся по видеосвязи. Подробнее рассказать о «Памятнике исчезнувшей цивилизации» доверили молодому художнику Арсению Жиляеву. О каждом макете и чертеже он говорит со знанием дела, правда концепцию проекта иногда трактует по- своему.

«Для меня это, безусловно, некая рефлексия, в которой очень много негативного переосмысления, – говорит Арсений Жиляев. – И о критике проекта под названием «Советский Союз», и о травмах советской субъективности. Но с другой стороны, в этой работе много ностальгических моментов, связанных с детством, которые там не ощущались как положительные».

Одну из инсталляций – «Лечение воспоминаниями» – можно считать ключевой в этом проекте. И в целом «Памятник исчезнувшей цивилизации» – не что иное как воспоминания погружения художника в ушедшую эпоху.

«Художник навязчиво пытается вернуться в свое прошлое, – рассказывает Арсений Жиляев. – И как в психоанализе пытается избавиться от тех травм, которые, в общем, сформировали его художественное мировоззрение».

Выставка, почти что машина времени – отправляет в оба конца – не только назад в прошлое Ильи Кабакова, но и в его будущее, точнее этого, пока еще неосуществленного, утопичного проекта художника: то ли памятника, то ли реквиема по антиутопичной модели.

Читайте также: 

В столице открывается выставка Ильи Кабакова