16.06.2010 | 10:30

Новая экспозиция в Музее имени Пушкина

Быт немецких принцесс и шведских металлургов. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку «Знакомое неизвестное». Так сами кураторы охарактеризовали музейную коллекцию произведений мастеров североевропейских школ. Экспозиция приурочена к выходу в свет полного научного каталога «Собрание живописи Германии, Австрии, Швейцарии и скандинавских стран XV - ХХ веков». В полной версии коллекции 400 полотен, многие из которых были атрибутированы лишь в последние годы. Подробнее рассказывают «Новости культуры».

Первый каталог, посвященный немецким и австрийским художникам, вышел еще в 1963 году. С тех пор коллекция старых мастеров значительно увеличилась. В 60-е годы музей получил в дар картины XVII - XVIII веков из собрания Поскребышева. Еще раньше фонды музея пополнялись за счет собраний западноевропейской живописи Голицыных, Юсуповых, Шереметевых, Вяземских, Остроухова. Разместить их в постоянной экспозиции не было возможности из-за отсутствия площадей. Лишь совсем недавно в одном из залов Музея изобразительных искусств появились шедевры немецкой и нидерландской живописи XV - XVI веков. Среди них – работы Кранаха, Брейгеля. Портрет Софии Шарлотты Бранденбургской кисти Рамондона зрители вообще увидят впервые.

«Он был приглашен ею в Берлин и был основателем Берлинской академии художеств, - рассказывает куратор выставки Любовь Савицкая. - Но София Шарлота Бранденбургская - персона очень известная, потому что в ее честь построен знаменитый дворец Шарлотты Бранденбургской , дворцово-парковый комплекс, который теперь вошел в черту Берлина».

Мастера немецкой живописи , которые работали на рубеже XVI - XVII веков меньше известны, чем художники XV века. Период взлета был уже позади, и сама Германия к тому времени была раздроблена на мелкие княжества. Чтобы получить профессиональное образование, художники отправлялись в Италию, Францию, Голландию. Немцы оказались талантливыми учениками, освоив школу, они нашли свой стиль. В это время прославились Пфейлер, Тамм, Хартман. Самый известный австрийский мастер середины XVIII века - Фюгер. Он писал портреты многих известных людей того времени. Например, его кисти принадлежит свадебный портрет Елизаветы Разумовской. Дом Разумовских в Вене был одним из самых гостеприимных. «Имели большой салон. Стоит отметить, что как хозяйка салона она принимала Бетховена. Среди ее знакомых был скульптор Канова, тот же живописец Фюгер,то есть этот был один из крупных литературно-художественных салонов Вены», - поясняет куратор выставкиЛюбовь Савицкая.

Интересны жанровые картины шведских художников конца XVIII - начала XIX века. Они первыми обратились к производственной теме. «Это "Посещение шахты королем Густавом IV" и "Ковка металла", - рассказывает Любовь Савицкая. - Эта картина создана в конце 80-х годов XVIII столетия. Важно, что своим интересом к конкретным бытовым сценам, деталям бытовой жизни шведские художники уже в конце XVIII века обращаются к темам промышленного производства. Это то, что возникает в будущем у художников других школ».

После закрытия выставки, все картины снова окажутся в запасниках, но на этот раз временно. Пока не закончится реконструкция бывшего дворянского собрания, где будет открыта постоянная экспозиция.