17.06.2010 | 11:09

Прощание с балериной. "Семенова диктовала моду в балете"

Сегодня Москва простится с Мариной Семеновой. Траурная церемония состоится в Атриуме Большого театра, в котором Марина Тимофеевна прослужила 73 сезона. Этот рекорд творческого долголетия называли «фуэте длиною в век». Теперь «век Семеновой» стал частью русской культуры. Но сценическая карьера балерины складывалась непросто. После того, как в 1937 году был расстрелян муж Семеновой, советский дипломат, в Большом ей практически не давали премьер. Но это не мешало поклонникам перекрывать движение у здания театра в вечера семеновских спектаклей. Подробнее «Новости культуры».

После 95 лет она уже не приходила в Большой, хотя жила рядом – на Тверской. Но до конца жизни продолжала общаться со своими учениками. Семеновский полк остался верен Марине Семеновой - своему педагогу. Ее мнением дорожили, ее слово - закон, авторитет - непререкаем.  «Она знала,  какая живопись в моде, как надо одеться, что сказать», - говорит Николай Цискаридзе.

Николай Цискаридзе в ее классе с 1992 года. Ученик, паж, друг…. Ему Семенова много рассказывала о себе. Поразительно, но именно на выпускной спектакль Семеновой пришел Совет комиссаров, когда хотели запретить балет, как буржуазное искусство. «Они так были очарованы ею, что не только не запретили, а дали деньги на развитие, не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах», - рассказывает Цискаридзе.

Больше 60 лет прошло, а Марина Кондратьева помнит триумфальный выход Семеновой в «Золушке». Балерина хоть и была в третьем составе после Лепешинской и Улановой, но ее спектакль вошел в историю. 

Попав в класс к Семеновой, Марина Кондратьева долго не могла привыкнуть к ее карательным мерам. Семенова с учениками не церемонилась. Могла даже выгнать с урока и тут же назначить репетицию у себя дома. «Говорила: "Завтра приедешь и будешь делать станок у меня"», - вспоминает Марина Кондратьева.

Когда надо было вернуть форму и подготовиться к серьезным нагрузкам шли именно к Семеновой. Входя в класс, где у станка стояли Плисецкая, Бессмертнова, Кондратьева, Адырхаева, Семенова бросала: «Ну, что знаменитости, потанцуем?». «Она входила, гордо подняв голову, и мы все подтягивались под нее», - народная артистка СССР Светлана Адырхаева. 

Семенова - первая советская «Жизель», прорвавшаяся за железный занавес. В 1930-х на ее спектакле в Парижской опере был весь цвет русской эмиграции. За кулисы не пришла только Кшесинская. Ей не позволил статус: она была замужем за Великим князем.  Народный артист СССР Михаил Лавровский говорит: «Такой техникой никто не обладал. Она первой стала делать двойные туры».

«Семенова диктовала моду в балете», - писала в своей книге Майя Плисецкая. Не только ученицы хореографического училища, артистки балета подражали ее танцу, костюмам, гриму, сценическим приемам, которые со временем становились канонами. Не только балеты… Семенова царила в операх. Это для нее Захаров поставил Царицу бала в «Иване Сусанине». Для Эвтерпы она научилась танцевать лизгинку и метать кинжал. «Она несла кинжал в вытянутой руке, а затем срывала папаху, и золотые волосы падали ей на плечи», - вспоминает Николай Цискаридзе.  

Она в совершенстве владела балетной магией. Стоило Семеновой лишь появится на сцене, и зал взрывался аплодисментами. В своей жизни Марина Семенова гениально сыграла не только роль балерины и педагога. У нее большая семья – дочь, два внука, правнуки. Она проработала в Большом до 95 лет - 73 театральных сезона. Этого рекорда Марины Семеновой так никто и не побил.

Все материалы темы>>