18.06.2010 | 12:11

"Молодой старый" Юрий Соломин

Юрий Соломин всегда будет помнить свой первый «гонорар» – кусочек сахара, полученный за выступление в читинском госпитале в годы Великой Отечественной войны. Возможно, именно в тот момент и сформировалось его профессиональное кредо: «Талантливый человек должен нести ответственность за свой талант. В творчестве есть своя честь». Многие десятилетия Юрий Мефодиевич является «честью и совестью» Малого театра. А сегодня он принимает поздравления с 75-летием. Рассказывают «Новости культуры».

С десяти утра и до поздней ночи Юрий Соломин в Малом театре, и так уже двадцать третий сезон.

«Когда я был избран в 1988 году художественным руководителем, первое, что я сделал, я извинился, но распустил художественный совет Малого театра. И сказал: если я чем-то не буду устраивать, коллектив меня может переизбрать», – говорит он.

Юрий Соломин – и демократ, и консерватор. Понятие «учитель» для актеров Малого, как и для выпускников Щепки, святое.

«Слева портрет Веры Пашенной. Это моя учительница, а это – Ленский Александр Павлович, ее учитель», – показывает он.

Соломин считает похвалой, когда его театр называют музеем. Ведь в Малый, как в Эрмитаж или в Третьяковку, ходят смотреть на старое, традиционное искусство.

«На сегодняшний день у нас с речью в обиходе не очень хорошо. Во-первых, забыты очень красивые слова. Они выкинуты из обихода, они существуют только в драмтеатре. Поэтому многие иностранцы, послы говорят, что учились русскому языку, когда ходили на спектакли Малого театра», – замечает худрук.

В зале Малого сохарнилась аура Пушкина и Гоголя, Лермонтова, Чехова и Островского… Юрий Мефодьевич рассказывает: два десятилетия назад, когда он только начинал руководить театром, уходящее поколение актеров просило об одном – сохранять традиции русского национального театра.

«Они нам говорили: при любом ремонте берегите зрительный зал. Не ремонтируйте крышу, не открывайте, а то души улетят», – рассказывает мастер.

Более пятидесяти ролей в театре: от Ревизора и Сирано де Бержерака, Войницкого и Фамусова до Федора Иоанновича и Николая Второго. И не меньше в кино – Телегин в «Хождении по мукам», капитан Кольцов в «Адъютанте его превосходительства», Арсеньев в «Дерсу Узала»...

Работу с Куросавой Соломин считает одной из самых важных в жизни. Кстати, именно он первым увидел в Соломине кинорежиссера. После этого Юрий Мефодьевич снял три фильма. Впрочем, снимать кино в 1990-х оказалось невероятно сложно.

«Мне приходилось работать и за режиссера, и сниматься в одной небольшой роли, и бои ставить на мечах, и я надорвался. С тех пор я дал себе слово не заниматься больше в кино этим делом», – признается он.

Сегодня Соломин гордится тем, что на сцене Малого играют те, кому за девяносто, и тем, что в традиционном театре из ста двадцати актеров труппы тридцать человек – молодые актеры.

«Что касается 70-75, это нормальное явление. Вот, вы пришли, чтобы запечатлеть, как я выгляжу в свои 75 лет. Смотрите: вот так в фас, вот так в профиль – все нормально. Нас называют "молодыми старыми"», – поясняет Юрий Мефодьевич.

«Молодой старый» Юрий Соломин признается, что счастлив. И добавляет: счастлив оттого, что у него были настоящие встречи с по-настоящему великими людьми.

Все материалы о Юрии Соломине>>>