18.06.2010 | 12:45

Выставка к 250-летию со дня рождения Андрея Воронихина

В Строгановском дворце Петербурга открылась выставка, посвященная 250-летию со дня рождения выдающегося русского зодчего, одного из основоположников русского ампира Андрея Воронихина. Главные творения мастера, как известно, - Казанский собор и Горный институт в Петербурге, эти постройки сделали имя Воронихина хрестоматийным. Но знаменитый архитектор проектировал не только структуру зданий, но и декор интерьеров, и дизайн мебели. Именно этой стороне его творчества в основном и посвящена юбилейная экспозиция. Главный персонаж выставки – Воронихин - оформитель. Рассказывают «Новости культуры».

Из крепостного художника - в дворяне. Когда Андрей Воронихин позировал для портрета, эта дистанция была уже пройдена. Тщательно прописанные неизвестным художником награды - за Казанский собор. Историки говорят - архитектор никогда не отдыхал. Вернулся из Франции, где изучал архитектурное искусство, и стал востребованным. Заказчики - императрица Мария Федоровна, князья Голицыны, граф Павел Строганов. Оформлением интерьеров дворца своего покровителя, а некоторые историки считают, - собственного отца, Воронихин занимался двадцать лет.

«К концу его жизни не осталось ни одного зала, к которому он не прикоснулся. Другой вопрос, что в одних он делал только мебельный гарнитур, а в других - как этот - Минеральный кабинет - он делал «от» и «до». И часто продумывал такие мелочи, как занавески, мебель, даже растения и птичку в клетке в Картинной галерее», - рассказывает заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца Сергей Кузнецов.

З/к Диван и пара кресел - воронихинского дизайна - их на время выставки позаимствовали в Павловском дворце. Архитектор часто брал в руки не только чертежные инструменты, но и кисть. Девять акварелей - виды загородного дома Строганова - демонстрируют публике впервые. На листах, по сути, рабочие эскизы. Но каждый из них - виртуозно проработан, полон цвета и закончен как самостоятельное художественное произведение. Рисунки всегда хранились в Русском музее, но эксперты не могли определить, чьи они.

«Числились неизвестным художником. Архитектор Валицкая в пятидесятых годах определила, что это Воронихин, она тогда для КГИОп делала справку по Строгановскому саду и вот так их атрибутировала», - говорит куратор выставки Ольга Капорина.

Архитектурное наследие Воронихина - это десятки исторических памятников. Но его частная жизнь - всего лишь несколько скупых фактов. Был многодетен, женат на англичанке Мэри Лонд, дочери пастора, искусной чертежнице. Она помогала мужу в работе. Семейный очаг был там, где жил заказчик. Андрей Воронихин все-таки построил и собственный дом - на третьей линии Васильевского острова. Но деревянное здание было утрачено еще в конце XIX века.