18.06.2010 | 12:48

Молодежный оркестр Венесуэлы покорил москвичей

Шанс увидеть и услышать, на что способны дети из неблагополучных семей при разумной поддержке государства, получили московские меломаны. Только два вечера – 17 и 18 июня – на сцене Концертного зала имени Чайковского выступает Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара во главе с 29-летним дирижером Густаво Дудамелем. Мировая музыкальная пресса утверждает: «Уникальный коллектив разрушил миф об элитарности классической музыки и сделал ее двигателем социального прогресса». Рассказывают «Новости культуры».

После исполнения Четвертой симфонии Чайковского искушенная публика Концертного зала, который носит имя великого русского композитора, приветствовала венесуэльских музыкантов стоя, как на стадионе. Такой чести, кажется, еще не удостаивались зарубежные оркестры, исполнявшие произведения российских композиторов.

«Для нас историческое событие играть русскую музыку на русской сцене. Симфонии Чайковского богаты и многообразны, допускают множество трактовок. Я слышал записи и Караяна, и Бернстайна. Но когда мы учили Четвертую симфонию, мы ориентировались на исполнение Евгения Мравинского», –  замечает Густаво Дудамель.

Несмотря на такой авторитетный творческий ориентир, у оркестра имени Симона Боливара симфония Чайковского прозвучала по-венесуэльски страстно, экспрессивно. Все эмоции обострены до предела, темпы предельно быстрые. В целом, получилось  убедительно.

Виртуозность – качество, которое культивируется в оркестре, но не является самоцелью. «Это особая магия сыгранности», –  говорит дирижер Густаво Дудамель. 

История коллектива насчитывает одиннадцать лет, а предыстория началась тридцать шесть лет назад. Как гласит легенда, на заправке основатель уникальной музыкальной системы Хосе Антонио Абреу раздал музыкальные инструменты нескольким детям и создал первый оркестр. С каждым днем детей становилось больше. Сейчас в Венесуэле в каждой провинции – а их двадцать четыре – существует по несколько оркестров. Общее число музыкантов – триста тысяч.

«Это государственный проект. Музыкальное образование бесплатное и обязательное. С самого раннего возраста дети получают музыкальные инструменты и играют в оркестре. Играют каждый день», – подчеркивает основатель «Национальной системы юношеских и детских оркестров Венесуэлы» Хосе Антонио Абреу.

В оркестре имени Симона Боливара играют музыканты из разных провинций. Густаво Дудамель тоже когда-то играл в оркестре, в двенадцать лет взял в руки дирижерскую палочку. Сейчас ему двадцать девять. За эти годы он успел получить благословение великих – Клаудио Аббадо, Саймона Рэттла, Зубина Меты и Даниэля Баренбойма, был удостоен нескольких престижных премий, постоял у руля нескольких оркестров, оставаясь главой оркестра имени Симона Боливара. Гастрольный график его расписан на пять лет вперед.

Репертуар оркестра огромен, в программе гастрольного тура, помимо Чайковского, – Стравинский и Бетховен. Венесуэльской музыке в нем отведено почетное место. 

«Сначала мы были детским оркестром, теперь молодежный. У нас есть еще несколько лет в запасе. Но когда мы станем взрослыми и у нас вырастут бороды, мы все равно останемся оркестром Симона Боливара», – заверяет маэстро Дудамель.

Кстати, этот коллектив – уже второй в Венесуэле оркестр имени Симона Боливара. И при существующей национальной музыкальной системе, видимо, окажется не последним. Московский концерт доказал: в Венесуэле все жители фантастически музыкальны.