19.06.2010 | 22:06

Урок режиссерского мастерства от Клода Лелуша

Фильм и его автор – главные герои Московского кинофестиваля. Уже полным ходом идут показы основного конкурса и параллельных программ. Режиссеры созывают пресс-конференции и отвечают на каверзные вопросы журналистов. Мэтры мирового кинематографа дают мастер-классы. Клод Лелуш, чья лента «Женщина и мужчины» открывала смотр, сегодня пригласил гостей на «открытый» урок. В качестве наглядного пособия именитый француз продемонстрировал киноколлаж «От фильма к фильму», монтаж которого завершил только три дня назад. Рассказывают «Новости культуры».

Еще в день открытия фестиваля Лелуш заявил: он приехал, чтобы завершить путешествие длиною в полвека. Как известно, свой первый документальный фильм он сделал в Москве, на съемочной площадке картины «Летят журавли». Теперь отдает творческие долги.

Лентой «От фильма к фильму» Лелуш отпраздновал свои полвека в кино. Со скоростью 200 километров в час зритель влетает в Париж, и –  лента за лентой – проносится по самым важным для Лелуша событиям.

«Это пятьдесят лет путешествия в кино, в мою любовную историю. Я еще попытаюсь ее продолжить в том фильме, который мечтаю снять»,  – говорит режиссер.
 
Камера, движущаяся по спирали вдоль лестничного проема в фильме «Летят журавли», очаровала юного француза. С тех пор он не расставался с камерой, несмотря на неудачи. В эпоху «новой волны» Лелуш был вне модной стилистики, и его ждал провал за провалом. Заработать на жизнь помогали музыкальные клипы. Отсюда и его особое внимание к музыке в кино. От хроники, которой он в молодые годы тоже снял немало, – внимание к подробностям человеческой жизни. Самый удачный фильм Лелуша того времени – о велопробеге.

«Все мы в какой-то мере документалисты. Наши пять органов чувств – это лучшая камера в мире»,  – убежден мастер.
 
«Мужчина и женщина» – этот фильм стал его триумфом. «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, потом «Оскар»... Тогда он впервые пожалел, что не знал английского.

«Великие режиссеры – те, кто создал свой стиль. Потому что кино – слишком молодое искусство, у него не существует грамматики»,  – уверен Клод Лелуш.

В своем фильме Лелуш честно, без лишнего кокетства признает: его жизнь в кино, как качели. И провалов, наверное, даже больше, чем удач. Но что бы он ни снимал – экранизацию Мольера или Гюго, вестерн или детектив – для режиссера это, прежде всего, история мужчины и женщины.

Мастер-класс – последнее, что Клод Лелуш подарил фестивальной публике. Вечером его ждет самолет в Париж. Московское путешествие закончено – впереди новые.

Все материалы по теме>>>