19.06.2010 | 22:12

История перформанса в "Гараже"

Столичный Центр современной культуры «Гараж» начинает летний сезон с открытия сразу нескольких громких проектов. Один из них посвящен истории перформанса – самой зрелищной художественной технике актуального искусства. Публика увидит также современную интерпретацию одной из глав «Сатирикона» Петрарки, выполненную художниками группы «АЕС+Ф», и провокационную работу итальянского художника Франческо Веццоли. Рассказывают «Новости культуры».

Идея показать всю историю перформанса за сто лет принадлежит Клаусу Бизенбаху. Он руководит Филиалом медиа и перформанса крупнейшего музея современного искусства МоМа в Нью Йорке. Но даже Клаус сомневается в том, есть ли точное определение перформансу.

«В Америке мы различаем перформанс и просто представление. Когда речь идет о перформансе, мы подразумеваем работу художника с объектом. Когда о представлении – это история, некий рассказ, словом, спектакль. Но то, что я говорю, в любом случае спорно. Все определения по определению ложны», – поясняет Клаус Бизенбах.

В МоМа организуют специальные семинары для медиа-художников и любителей современного искусства, на которых обсуждают не только определение «перформанс», но и сами работы. Первым перфомансом, по мнению Клауса Бизенбаха, можно считать Манифест футуристов 1909 года и все их смелые начинания.

Вообще первые перфомансы совсем не похожи на то, что мы сегодня подразумеваем под перфомансом. Например, работа Йоко Оно 1961 года. Она предлагала зрителям просто забить гвоздь в картину. Вернее, не в картину, а в белый холст, который вместе с гвоздями и был перформативным объектом. Таким объектом может стать все, что угодно: от плакатов до знаменитых людей. Поставив себя и исполнительницу поп-музыки Леди Гага на место Лили Брик, Франческо Веццоли чувствует себя неуютно. Художник сомневается, смогут ли русские правильно оценить его работу.

«Моя работа – это и мечта, и размышления. Я хотел лучше понять недостижимых для меня людей – Дягилева, Родченко. А Леди Гага, ведь она, в каком-то смысле, Нижинский наших дней», – поясняет автор.

Свою видео-инсталляцию под названием «Пир Трималхиона» представляет группа из четырех художников – Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридекс. Их метод – работа с фотографией, видео, скульптурой по канонам создания рекламы люксового бренда.

«Бывший раб, вольноотпущенник, такой нувориш времен Нерона, устраивает пир для гостей. В какой-то мере это похоже на современную социальную ситуацию. У нас нет сюжета, мы говорим о событиях, которые происходят в отеле, который расположен на острове. Есть гости и есть обслуживающий персонал, и они со временем меняются местами», – рассказывает Лев Евзович.

Таким образом, с началом лета в «Гараже» – и история современного искусства, и само современное искусство, и мечты о несбыточном. Конечно, начало этого пути метафорично. Зритель должен пройти сквозь целый лес мухоморов – это работа немецкого художника Карстена Хеллера. Действительно, что есть искусство, как не грезы человечества?