19.06.2010 | 22:21

"Мастерская Петра Фоменко" погрузилась в мир грез Алисы

Автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл задумывался о театральном воплощении своего сочинения и даже написал инсценировку, но результатом остался не доволен. Только спустя десять лет после выхода книги появилась постановка, объединившая «Алису в Стране чудес» и «Зазеркалье». С тех пор существует традиция их совместной интерпретации на сцене. Но в «Мастерской Петра Фоменко» от нее отказались. Сегодня Иван Поповски представил премьеру второй часть кэрролловской «Алисы». Рассказывают «Новости культуры».

Впервые маленькие зрители переступают порог этого театра – прежде у Фоменко не ставили спектаклей для детей. Для дебюта искали особый материал. Фантазийная, богатая смыслами, в чем-то абсурдная сказка Кэрролла пришлась как раз кстати. Но задача оказалась непростой.

«Все знают ее с детства. И как сделать так, чтобы зрители не разочаровались, увидев то, что когда-то представляли?» – задавался вопросом режиссер Иван Поповски.

Еще сложнее добиться доверия юной публики.

«Я ходил на детские спектакли, разговаривал с детьми, пытался понять их психологию, мировосприятие. Это трудно, мы ориентировались, прежде всего, на себя, потому что мы тоже дети», – продолжает режиссер.

Все участники спектакля – студийцы, которые три года назад прошли огромный конкурс, чтобы учиться в Мастерской Фоменко. В главной роли – Вера Строкова. Не поклонница кэролловской «Алисы».

«В детстве я не любила "Алису в стране чудес". Мне нравится то, что мы сделали, что это не в чистом виде Льюис Кэрролл, а адаптация к театру», – говорит она.

По словам режиссера, «Зазеркалье» предпочли «Стране чудес» потому, что там больше возможностей для театра и более стройная драматургия. Хотя можно ли вообще говорить о драматургии в этой сказке, которая движется по собственным законам?

Сам Льюис Кэрролл, когда его спрашивали о тех или иных аллегориях, утверждал, что никаких объяснений быть не может. Что его сказки возникли лишь из желания развлечь. Спектакль следует авторской воле, не акцентируя смыслы, а поражая богатством картин волшебного мира. Сценография в фоменковском «Зазеркалье» восхитительна, костюмы от Ангелины Атлагич сказочно красивы.

Белый кролик позаимствован из «Страны чудес». Почему бы и нет – в атмосфере грез уместно все: и огромные одуванчики, и гигантский комар, и мифический грифон, и черепаха с телячьей головой, хвостом и копытами на задних ногах, и видеоинсталляции на заднике, и прочая очаровательная чепуха, которая так нравится детям. Благодаря которой и взрослые могут хотя бы на пару часов забыть о своих серьезных и важных делах.