23.06.2010 | 10:37

"Воробей" и "Последний донос на Анну" - показы основного конкурса ММКФ

Сегодня в борьбу за призы 32-го Московского Международного кинофестиваля вступает единственная российская картина, отобранная в основной конкурс - фильм Юрия Шиллера «Воробей». Жюри смотра во главе с Люком Бессоном предстоит оценить также и картину венгерского режиссера Марты Мессарош - «Последний донос на Анну». Накануне обе ленты были представлены журналистам. Рассказывают «Новости культуры».

О картине Юрия Шиллера на Московском кинофестивале заговорили задолго до ее показа. Это единственный в основном конкурсе фильм из России. Снял это игровое кино признанный мастер документального жанра. Сам режиссер в ответ на всеобщее удивление шутит, что решил, наконец, поработать по профессии. «Я заканчивал мастерскую игрового кино Чухрая. Я по образованию режиссер игрового кино», - говорит Шиллер.

Воробей в этой картине – птица высокого полета, главная роль. Сыграл ее не просто непрофессиональный актер, а мальчик, который об актерской профессии даже не думает. Денис Бабушкин мечтает стать альпинистом, но если предложат снова сняться в кино, то говорит, что обязательно согласится. За время съемок он прошел не один урок актерского мастерства.

«Не смотреть в камеру никогда и, если не можешь что-то вспомнить, импровизируй», - говорит о работе исполнитель роли Мити Воробьева Денис Бабушкин.

Импровизировать Юрий Шиллер предложил в рамках определенных сценарием обстоятельств. В деревне Васильевка много лет живет табун лошадей. Местные жители за ним ухаживают, гордятся, но от решений нового председателя сельсовета защитить не могут. В неурожайный год коней решают отправить на скотобойню, чтобы выручить хоть какие-то деньги. Сын пастуха Митя Воробьев встает на защиту с ружьем в руках. И побеждает.

«Я думаю, таких мальчишек много у нас, которые могли бы вот так взять, встать на защиту своих отцов, дедов, а если это есть, то они встанут на защиту родины своей, я думаю», - говорит режиссер картины.

О своей родине – Венгрии - кино снимает выпускница ВГИКа Марта Мессарош. В Москву она привезла «Последний донос на Анну». С первых кадров режиссер в титрах предупреждает: история вымышленная, но могла произойти на самом деле. Анна Кетли, первая женщина в Венгерском правительстве, после восстания 1956 года эмигрировала в Бельгию. Долгие годы имя Анны Кетли в Венгрии вслух не произносили. Марта Мессарош его услышала около 20 лет назад.

«Когда я сказала, что хочу делать об этом фильм, люди, которые дают деньги, сказали: «Кто же это будет смотреть? Кому это нужно? Нет», - рассказывает Марта Мессарош. - Но я женщина упрямая, и за 20 лет удалось шаг за шагом дойти до фильма».

Самый уверенный шаг режиссера – выбор актрисы на главную роль. Энике Эсеньи утвердили без проб. Несмотря на то, что с Мартой Мессарош раньше она никогда не работала. Еще и героини своей Энике младше почти вдвое. «Я прочла документы, - рассказывает актриса. - И поскольку героиня была гораздо старше, я для этого пошла в дом престарелых, чтобы познакомиться с тем, как ведут себя пожилые женщины».

Пожилая женщина Анна Кетли в этой картине проходит через многое: она любит, но не может быть рядом с любимым человеком; она хочет верить людям, но переживает предательство; скучает по родине, но не видит смысла возвращаться. У журналистов фильм вызвал немало вопросов. Как отреагируют зрители, станет ясно уже сегодня. Реакция жюри – главная интрига, которая пока сохраняется.

Сегодня режиссер фильма «Воробей» Юрий Шиллер будет гостем рубрики «Худсовет» в нашем вечернем выпуске, в 19 часов 30 минут.

Все материалы темы>>>