23.06.2010 | 11:17

Выставка книжной иллюстрации открыта в Москве

Еще совсем недавно казалось, что искусство традиционной книжной иллюстрации постепенно уходит в прошлое, не выдерживая конкуренции с компьютерными технологиями. Но выставка, которая открылась в столичном Музее Пушкина, доказывает, что старая добрая книжная графика по-прежнему остается актуальной. В экспозиции представлено около четырехсот работ ведущих современных художников. Подробности сообщают «Новости культуры».

После большого перерыва Михаил Шемякин вернулся к книжной графике. И если когда-то давно он делал иллюстрации, как говорится, из любви к искусству, по внутреннему зову, то на этот раз – по заказу. Он проиллюстрировал книгу стихов Владимира Высоцкого, с которым он дружил. Шемякин в свое время даже пошел на курсы звукорежиссуры, чтобы в Париже записывать его песни, теперь же он сделал иллюстрации к 42 стихотворениям - по числу лет жизни Высоцкого.

Куратор выставки Наталья Дельгядо рассказывает: «Как правило, Шемякин выбирал четверостишья или двустишья и даже воспроизводил их в технике каллиграфии. Вот строки: "Мне снятся бесы, хоботы и черти"».

Светлана Филиппова по первому образованию филолог. Любовь к литературе привела ее из анимации к книжной графике. Иллюстрации к роману «Чевенгур» Андрея Платонова она сделала в порошковой технике, которая сейчас часто используется в анимации, - молотый кофе, стекло, фотография. «Во-первых, колорит. Мне нравится, что композиция создается с помощью света и тени, есть какая-то таинственность», - говорит Светлана Филиппова.

Современные иллюстраторы не ограничиваются традиционными техниками офорта и литографии. Уникальное явление – иллюстрации, выполненные в технике надглазурной росписи по фарфору. На глубоком черном фоне – тоже случай не рядовой. Но именно так увидели сюжет романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и его героев братья Трауготы. Литературные пристрастия художников – особая тема. Рядом с «Мастером и Маргаритой», «Шерлоком Холмсом», «Алисой в Стране чудес» – русские народные сказки Афанасьева, Процесс Кафки, Энеида.

«Петербургский художник Латиф Казбеков предложил иллюстрировать книгу Лао-Цзы. Довольно сложно представить, что можно проиллюстрировать философский трактат. Там действуют абстрактные категории, общие понятия, метафизика», - говорит куратор выставки Наталья Дельгядо.

Вряд ли иллюстрации Латифа Казбекова смогут объяснить сложные философские понятия, но проникнуть в строй восточной системы мышления они точно помогут. Удивительно, что в то время, как прилавки заполнены коммерческими книгами, напечатанными на дешевой бумаге, компьютеры становятся библиотекой, искусство книжной иллюстрации переживает новую волну расцвета. Сергей Алимов, автор знаменитого мультяшного льва Бонифация, совсем не жалеет, что оставил анимацию ради книг. Теперь он зависит не от режиссера, а от великих писателей.

«Компьютер компьютером, а книги должны существовать как произведение искусства, чтобы приятно было в руки взять», - считает народный художник России Сергей Алимов. «Компьютер заменит все, но компьютерные носители быстро устаревают, - продолжает мысль Наталья Дельгядо. - Когда-нибудь в небытие уйдут и те флэшки, которыми мы пользуемся. Как ни странно, книга остается самым долговременным носителем информации».