24.06.2010 | 12:03

Работы мэтров и дебютантов - в конкурсе ММКФ

В конкурсной программе Московского международного кинофестиваля сегодня столкнутся мэтр и дебютант. Фильм «Албанец» – это первая полнометражная работа немецкого режиссера Йоханнеса Набера. Жюри также предстоит оценить новый фильм известного польского режиссера Яна Кидавы-Блоньского – «Розочка». Рассказывают «Новости культуры».

Ему, конечно, нравится раздавать автографы и слышать, что фильм получился. Кино –  это его счастливая звезда. Не попади Ник Хелилай на съемочную площадку, его жизнь сложилась бы иначе. Так же, как у его героя в фильме.

«Эта проблема актуальна для Албании. У меня много друзей, которые уехали на заработки в Италию или Германию, это была бы и моя судьба. Но получилось так, что эту проблему я прожил в фильме, на экране, а не в реальной жизни», – говорит актер. 

В этом фильме, кажется, с самого начала понятно, что будет дальше. Что может ждать нелегала, перешедшего без документов границу, не знающего по-немецки ни слова? Работа, которая то есть, то нет, и огромная сумма, которую надо заработать – немыслимые для Албании десять тысяч евро. Это должен был быть его выкуп за беременную невесту. Впрочем, эта оглядка на традиции рушит две жизни. Остросоциального «Албанца» снимали на деньги двух задействованных стран  – Германии и Албании. Снимал Йоханнес Набер – режиссер из престижного и благополучного города-курорта Баден-Баден. 

«В 2001 году я снимал документальное кино о нелегалах в Германии. Это было очень сложно. Люди, конечно, не хотят светиться, у всех проблемы с законом. Мне было интересно, что заставляет людей выбрать этот путь, уехать в другую страну, в которой они не знают ничего», – поясняет Набер.

Польскую «Розочку» в Москве ждали. Недавно фильм получил польского «Оскара» – «Золотого льва» на кинофестивале в Гдыне. За это время режиссер, знаменитый Ян Кидава-Блоньский, уже устал оправдываться: фильм не документальный, хотя сама история реальная. Почти готовый сценарий для кино. Офицер службы безопасности, его невеста и писатель-диссидент, уличить в диссидентстве которого невозможно, но надо, ведь план необходимо выполнять. 

«Два-три года тому назад, когда мы с Мацеем Карпинским готовили сценарий для этой картины, в Польше вышло очень много историй с людьми, которые в прошлом были агентами этой службы, которые подписали этот договор. Оказалось, среди них было очень много людей, которых я знал», – рассказывает режиссер.

Где та грань, когда человек из хорошего становится плохим? Можно ли свою жену сделать любовницей другого, есть ли для этого хоть какие-то оправдания? Можно ли оправдать женщину, которая днем  – верная подруга, вечером – доносчик? Такой непростой треугольник складывается на фоне польских событий конца 60-х  –  Варшавского восстания студентов, 50-летия Октября, роста антисемитских настроений и запрета на Адама Мицкевича.

«Я родилась через десять лет после того как происходили эти события в Польше, но я не пыталась представить себя в тех обстоятельствах. Для меня важнее было сыграть чувства женщины, которая оказалась в таком треугольнике», – заверяет актриса Магдалена Бочарская.

Фильмы дебютанта в полном метре Йоханнеса Набера и признанного Яна-Кидавы-Блоньского журналисты встретили аплодисментами. Первое испытание картины прошли. Теперь осталось главное – что скажет жюри?

Все материалы о кинофестивале>>>