25.06.2010 | 11:06

Женское лицо современного искусства

Женское лицо современного искусства. В столице открывается ретроспективная выставка Аннет Мессаже. Творческую карьеру французская художница начала в конце 60-х. За эти годы она завоевала мировую известность. Пять лет назад ее инсталляция «Казино» получила «Золотого льва» - Гран-при Венецианской биеннале. Многие критики считают, что для работ Мессаже следовало бы придумать особый жанр - «инсталляция-сказка». Рассказывают «Новости культуры».

 

Анетт Мессаже - мастерица плести сети. Как та умница из сказки, которой велели прийти к царю ни одетой - ни раздетой, завернулась в рыбацкую сеть, так и художница ткет свои работы из слов, фотографий, рисуночков, тряпочек, - и обнажает, и скрывает «женский мир». Со всеми его желаниями и страхами. «Вымыслы, искушения, манипуляции». Немного откровенничает, немного скрытничает - все, чтобы зацепить, уловить взгляд зрителя. Чем меньше открыто, тем больше желание увидеть, - эту женскую мудрость Мессаже умеет применять, как никто. Специально для Москвы она сплела сеть инсталляции «Парад» и накинула ткань на вентиляторы в инсталляции «Под ветром». Под подолом черного шелка гуляет ветер и скрывается тайна.

«Дыхание ветра, дыхание жизни - там, под тканью, «под ветром» таятся неизвестные объекты - они мерцают, намекают, но невозможно определить, что это? «Секретики», сувениры, части тела и сокровища памяти - нечто очень интимно-личное, то, что так хочется, но невозможно, узнать о другом», - объясняет Аннет Мессаже.

В 71-м году Аннет Мессаже, занимавшуюся сюрреалистической скульптурой, пригласили участвовать в выставке, связанной с шерстью. Она связала свитер для мертвого воробушка. Так началось развитие ее темы.Развивалась она параллельно с феминистской теорией. Потому искусство Мессаже кажется иллюстрацией гендерных исследований. Но Мессаже все отрицает. «Теория – не мое. Я живу чувствами. Как женщине и художнику мне важны ощущения: чувственные, тактильные. Я стремлюсь сохранить как можно больше жизни в искусстве», - говорит она. Потому она часто использует обже труве, найденное, с чужого плеча, б.у., сохранившее признаки физического присутствия. Как в инсталляции «История платьев». Еще она любит всякие маленькие штучки – карандашные рисуночки, рамочки, мелкой вязью плывущие по стене слова и маленькие круглые значки.

«Значки - многозначная вещь. Они такие маленькие, круглые, защищают изображение. Но ведь ими можно и уколоться! А еще их используют как социальный знак: для идентификации и протеста», - рассказывает художница.

На мягких тканевых ружьях значки с частями тела. Ведь по ним из ружей и стреляют. Исследование сексуального и физического насилия Аннет Мессаже ведет в «женских» техниках кройки и шитья, вязания и плетения. У нее самые домашние, милые и невинные вещи показывают свой агрессивный нрав. Пастельного цвета карандаши остро заточены, война идет на книжных полках и в детских комнатах. Кроме шелка, тюля и кружева всегда найдется какая-нибудь конечность из черной или красной кожи. Все очень элегантное. Женственное искусство о «женской доле».