25.06.2010 | 12:34

Три века музыкальной истории – в Музее имени Глинки

От древних певческих книг до писем Сергея Рахманинова – на выставке в Музее имени Глинки представлены уникальные свидетельства трех веков отечественной музыкальной истории. Партитуры, документы, афиши, картины - все это собрал и сохранил знаменитый дирижер Николай Голованов. Рассказывают «Новости культуры».

 

Певчая азбука XVIII века – с помощью этой пирамиды в церковном хоре тогда учили нотную грамоту. А такие старинные «Обиходы» были в коллекции у самого Рахманинова. Перед тем, как написать «Всенощное бдение», он изучал священные литургии. Вот его письмо к композитору Кастальскому с просьбой - «при встрече разъяснить некоторые богословские вопросы». Поля на Библии Чайковского тоже пестрят пометками.

««Придите ко мне все нуждающиеся». Чайковский оставляет пометку: "Вот это больше всего и пленяет меня в Евангелие"», - рассказывает заведующая научно-фондовым отделом архивно-рукописных материалов ГЦММК им. М.И.Глинки Наталья Тартаковская.

А это автограф Чайковского в «Херувимской песне №1». Не обратись композитор к Библии - сочинения бы не было. По сути, все светское в музыке XIX- начала XX века восходит к таким вот церковным «Обиходам».

«Вот этот ларец был подарен Митрофану Ефимовичу Пятницкому – дирижеру народного хора – его друзьями, на 25-летие творческой деятельности. И вдобавок – такой вот старинный шкафчик», - показывает заведующая научно-фондовым отделом архивно-рукописных материалов ГЦММК им. М.И.Глинки Наталья Тартаковская.

Пятницкий, Глинка, Львов, Гречанинов – стенды пестрят дореволюционными изданиями классиков.Здлесь, например, афиша 1901 года. Концерт под управлением Кочетова. Внизу почти реклама: «По окончании будут танцы».

Здесь то, что музыку всегда сопровождало. Все это из коллекции Голованова. Есть здесь такие фамилии, как Шишкин и Верещагин. Есть и вовсе – уникальная вещь – столик Рахманинова. На нем он любил разложить пасьянс.

Если Рахманинова от работы отвлекали свежий воздух и карты, то Голованова – редкие полотна. Такого мрачного Шишкина не часто встретишь, да и Верещагин написал «Троицын день» в нетипичной для себя стилистике.

«На этой картине он поставил такую заметку: "Как Клод Моне!". Потому что картина ему напомнила «Руанский Собор». Погода та же, что и там», - рассказывает Наталья Тартаковская.

На выставке представлена история не только история музыки, но и классики балета. Пуанты, на которых Уланова танцевала свою Джульетту, а рядом - уникальное фото балерины Анны Павловой. В России его показывают впервые - это подарок музею из римского архива семьи Шаляпиных.