28.06.2010 | 10:39

32-й ММКФ подвел итоги

Погасли экраны 32-го Московского Международного кинофестиваля. В его афише было более трех сотен фильмов, из них 120 российских. 17 лент прошли горнило основного конкурса, 10 - программы «Перспективы». В субботу вечером из них были выбраны картины-победители, а их авторам вручены награды фестиваля. Однако раздача призов началась еще утром. Первыми свое веское судейское слово сказали члены жюри Международной федерации кинопрессы. Подробнее – «Новости культуры».

 

Председатель жюри ФИПРЕССИ Даниэль Рафаэлич (Хорватия) говорит: «После долгих размышлений и дискуссий, потому что очень труден был выбор – много было хороших фильмов, мы в итоге решили вручить приз Международной ассоциации кинокритиков фильму чешского режиссера Ирены Павлазковой «Как рай земной».

Приз от имени режиссера получила представительница съемочной группы. Лента «Как рай земной» рассказывает о событиях накануне ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году, при этом главная героиня фильма оказывается в эпицентре политических интриг.

В рамках Московского кинофестиваля свои награды вручило и жюри российской кинокритики. Диплом с формулировкой «За универсальность истории, которая могла произойти где угодно» получила картина канадского режиссера Карла Бессаи «Коул». Это история о молодом писателе из провинциального городка, который пытается чего-то добиться в жизни. Главный приз под названием «Слон» жюри отдало венесуэльскому режиссеру Марселю Раскину за ленту «Брат» - кино-рассказ о дворовой футбольной команде, которой однажды выпадает удача пробиться в профессионалы. Фильм отмечен также Призом зрительских симпатий.

И все же главная фестивальная интрига развернулась несколькими часами позже. Среди поднимавшихся по зеленой ковровой дорожке в киноконцертный зал «Пушкинский» был тот, кто уже стал лауреатом 32-го Московского киносмотра. Ему же предназначалась и главная награда - «Золотой Георгий».

В субботу, когда Москва была готова, кажется, установить очередной температурный рекорд главный аксессуар на церемонии закрытия – зонт. Без него под беспощадным солнцем просто не выстоять, лишь самые отчаянные позировали телекамерам, многие, напротив, чуть ли не бежали в кинотеатр «Пушкинский», туда, где долгожданные кондиционеры.

«Запомнился жарой… К сожалению, я был занят, не так много видел, но мне кажется, этот год был переломным в каком-то смысле, потому что появилась серьезность в фестивале, значительность», - высказал свое мнение режиссер Алексей Учитель.

«Запомнится трезвым открытием и закрытием», - сказал актер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук.

«Единственное, куда я попал, это на закрытие. Даже на открытии не был, поэтому ничего не видел и не слышал, а по поводу трезвости сегодня вечером посмотрим», - продолжил обсуждение темы режиссер Егор Кончаловский.

За трезвость и кино - это был неофициальный лозунг 32-ого ММКФ. Никита Михалков его провозгласил еще на открытии, а закрывая фестиваль, признался, что сам посмотрел 15 фильмов, видел, как зрители сидели на ступеньках в душных залах. Он был удивлен, что люди наконец-то обменивались билетами на фильмы, а не на вечеринки. Московский Международный в этом году действительно совершил невозможное – даже главное зрелище планеты – чемпионат мира по футболу – ему, на удивление, не помешал.

Никита Михалков, президент Московского Международного кинофестиваля, рассказал: «Был первый раз в истории фестиваля, когда он проходил вместе с чемпионатом мира по футболу. Они нам не помешали. Людей, которые предпочли кинематограф первенству мира по футболу, почти в 2 раза больше. Россия же не участвует…».

Франция, вылетевшая с чемпионата, похоже, очень больная тема для председателя жюри Люка Бессонна: журналистам запретили его спрашивать о футболе. Бессон все сказал своим выбором: главный приз – «Золотой Георгий» – достался фильму «Брат» из Венесуэлы. Что покорило жюри – футбольная игра, воля к победе или те слова, что тренер говорит игрокам: «Жизнь всегда будет забивать голы, но каждый день должен начинаться со счета ноль-ноль»?

«Брат» – это полнометражный дебют режиссера Марселя Раскина. «Золотой Георгий» – его первый и, он признался, главный приз. «Наш проект начинался на маленькой салфетке, на которой мы что-то набросали. Все, кто узнавал о нем, влюблялись, я всегда считал себя счастливчиком и сейчас я в этом действительно убежден», - признался режиссер Марсель Раскин.

Когда на зеленой дорожке появился польский режиссер Ян Кидава-Блоньский стало ясно: ему тоже что-то достанется. Его фильм «Розочка» о любовном треугольнике на фоне польских событий конца 1960-х получил приз за лучшую режиссеру. Польша увезла и еще одну награду: в программе «Перспективы» лучшим был назван фильм «Реверс».

Албано-немецкая картина «Албанец» взяла сразу две награды – специальную награду жюри и за лучшую мужскую роль. Актер Ник Хелилай говорил на английском языке, говорить на албанском, признался, было бы тяжело – слишком много эмоций, не остановишь.

В чешской картине «Как рай земной» жюри отметило игру актрисы Вилмы Цибулковой. Она, конечно, обрадовалась, но и расстроилась. Так быстро приехала из Праги, что даже не успела купить красивые туфли.

«Самый прекрасный приз для меня и всех нас, для меня это честь оказаться здесь, особенно с учетом того, о каких неприятных событиях для вашего и нашего народов, рассказывается в фильме. Вручение приза, наверное, говорит о моральной зрелости», - сказала Вилма Цибулкова.

Специальный приз «Верю» за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам Станиславского получила одна из самых красивых актрис 32-го ММКФ – знаменитая француженка Эммануэль Беар. Награды, кажется, не ожидала, долго собиралась с мыслями и не долго позировала – слишком тяжелым оказалось это «Верю».

Московский Международный кинофестиваль в этом году, кажется, поставил рекорд – 121 тысяча 640 зрителей за 9 фестивальных дней. И главное, небывалый интерес к российской программе. Несмотря на то, что наш «Воробей» пролетел мимо призов, у отечественного кинематографа все не так плохо: 65 тысяч человек посетили российские показы. Президент кинофестиваля Никита Михалков назвал это абсолютным прорывом, ведь раньше зрителей волновали в основном зарубежные фильмы. 

Все материалы темы>>