28.06.2010 | 11:34

Конгресс Международной ассоциации музыкальных библиотек

Вопросы сохранности и доступности музыкального наследия человечества обсудят участники конгресса Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров, который открылся в столице. В списке его участников – 39 стран. Музыкальное приветствие форуму написал Родион Щедрин. На повестке дня – все нюансы темы «Музыка в информационном обществе»: от раскрытия архивов до роли библиотек в популяризации современного музыкального авангарда. Рассказывают «Новости культуры».



Ассоциация музыкальных библиотек, архивов и информационных центров – долгожитель. Объединившись почти 60 лет назад, музейщики и архивисты решили, что вместе веселее и продуктивнее будет шагать им по музыкальным просторам. С тех пор члены ассоциации время от времени собираются на конгрессы, в Москве, кстати, это произошло впервые, и решают различные проблемы, связанные с музейно-архивной музыкальной культурой. Они создали репертуар старинной музыки, в котором находятся рукописи и печатные издания из 58 стран; увековечивают прессу XIX столетия и интересуются проблемами современного музыковедения.

Марти Сэверт, президент Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров, говорит: «Ассоциация занимается объединением библиотек и других музыкальных институтов. Наша основная цель – сделать музыку доступной для всех, кто ей интересуется. Мы используем все современные технологии, мы кооперируемся между собой и делаем библиотеки доступными онлайн».

Наиболее важные проблемы, которые занимают членов Ассоциации во всем мире, - это авторское право, издание нот и хранение. Эти проблемы взаимосвязаны. Библиотеки имеют право копировать произведения авторов, умерших более 75 лет назад. Но иногда даже с классиками, чьи 200-летия и 300-летия сейчас отмечаются, бывают сложности.

Эмма Рассина, руководитель Российского отделения Ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров, рассказывает: «Работают в архивах исследователи, находят их произведения, - это новые издания. Тогда авторское право становится уже издательским правом, и библиотека все равно не может копировать. Так что эти права, как снежный ком, мешают продвижению музыки».

Больше всего от этого снежного кома страдают исполнители. Это огромная проблема - нотный материал.

Валентин Тесля больше 20 лет проработал инспектором Российского национального оркестра. Говорит, что если раньше библиотеки как-то функционировали, то сейчас оркестрам приходится обходиться собственными силами. Силы эти небольшие, поэтому все чаще на пюпитрах появляются ксерокопированные ноты.

«Это, в принципе, ненормально, - говорит Тесля. - Это нарушает издательские права, это нарушает авторские права. Но иногда мы сталкиваемся с действительностью, что иного выбора у нас просто нет».

Бывая на Западе, художественный руководитель Российского национального оркестра Михаил Плетнев часто заходит в книжные магазины. От лицезрения полок с нотными изданиями огорчается: там можно найти почти все, у нас – почти ничего.

«Мы вынуждены даже для того, чтобы исполнять произведения наши русские, обращаться к нашим зарубежным издательствам и покупать у них Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева», - говорит Михаил Плетнев.

И музыканты, и те, от кого зависит появление нотных изданий на полках магазинов, сходятся в том, что это полное отсутствие нот – лишь следствие.

Издатель Александр Карманов говорит: «Причина – отсутствие государственной политики в этой сфере, отсутствие государственных интенций, отсутствие запроса государства на определенный уровень профессионализма в культуре. Но, с другой стороны, и это еще более грустно признавать, это отсутствие запроса со стороны общества».

Александр Карманов готовится закрыть свое издательство: сил выживать больше нет. Ведь сейчас издавать ноты – это все равно, что издавать книги на языке, который никто не знает. Отвечая на вопрос: почему же раньше, в Советском Союзе ноты издавались и покупались, Карманов говорит о том, что тогда культура была рупором государства.
«Как только культура перестала быть интересной в качестве проводника государственной линии, она получила то финансирование, которое имеет сегодня, - говорит Александр Карманов. - Она имеет то внимание, которое имеет сегодня».

Дело с нотами, точнее, с их отсутствием, порой становится почти что анекдотом. Правда, довольно грустным.

Владимир Спиваков, художественный руководитель Национального филармонического оркестра России, говорит: «Когда НФОР поехал в Японию, там были Дни культуры России в Японии. Японцы дали отличный материал, как положено. А найти человеческую партитуру российского гимна было невозможно».

Если днем с огнем не найти ноты символа государства – гимна, то, что говорить даже о Чайковском. Как можно решить эти проблемы хотя бы частично, пока только на уровне библиотек, обсудят участники конгресса Ассоциации библиотек, архивов и информационных центров. Помимо прочих не менее важных вопросов.