29.06.2010 | 11:37

Бог Большого театра - в деталях

Реконструкция Большого театра идет по намеченному графику, заявляют руководители главной «культурной стройки» страны. Напомним, 29 апреля был торжественно открыт главный фасад здания. Теперь на очереди – символ Большого, знаменитая «Квадрига Аполлона». Пока творение скульптора Клодта скрыто под специальным панно. Съемочная группа «Новостей культуры» оценила ход работ и убедилась: «бог Большого» - в деталях.

В ближайшее время будет готов фасад по улице Петровка. Ждут также ригельные башни – по 30 тонн каждая. На них установят подъемные механизмы сцены. А сейчас с другой стороны оркестровой ямы, в зрительном зале, идут самые тонкие работы. Готовят под позолоту богатый декор.
Людмила Бабич, прораб, поясняет: «На папье-маше был левкас, позолота. За все время убрали 6 слоев краски. Позолоту снимали вручную». Кстати, то, что элементы – из папье-маше, а не из гипса стало открытием.

Евгения Васильева, пресс-секретарь ФГУ Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, говорит: «Лепной элемент – из папье-маше. А в советское время все добавляли из гипса. В результате элементы пострадали».

Золото будут наносить по старинному методу – на полимент, или «на водку». Способ старинный, сегодня почти утраченный, мастеров собирали по всей России. Мастера делятся хитростью: утопленное в водке золото ложится ровным слоем, а изначально позолотчики получают его в виде книжечек. «Мы его выкладываем и режем на кусочки», - говорит реставратор Ольга Миронова. Лист сусального золота разрежут на кусочки, которых на весь зал Большого театра уйдет порядка 13 миллионов.

Квадрига Аполлона – еще один объект, который вот-вот будет готов. Нынешняя реставрация – первая научная помощь скульптуре. Еще три года назад выяснили, что ее состояние – аварийное. И снимать нельзя.
Михаил Сидоров, официальный представитель генподрядчика, рассказывает о тех сюрпризах, которые преподнесла скульптура: «Было ясно, что нельзя снимать, внутри квадрига полая. И было ясно, что если бы подняли, она повредилась».

После реставрации Аполлон предстанет в виде непривычном. Добавятся новые элементы, вернее, те, что, судя по фотографиям, изначально были на скульптуре Клодта, но потом были утрачены. Чертежей не сохранилось, так что воссоздавали «на глаз».

Вообще квадрига за свою историю подвергалась серьезным деформациям: просел фундамент театра, в войну в нее попали осколки снарядов. Стальной каркас коней исторический – уцелел оригинальный клодтовский, а вот с колесницей все сложнее.
Владимир Никифоров, руководитель группы по реставрации квадриги, говорит, что скульптура вообще могла развалиться: «Вскрыли слой – ржавчина на 13 мм».

Реставрацию квадриги завершат к осени этого года. Тогда фасад Большого театра вернется Москве – во всей красе.

Все материалы темы>>