01.07.2010 | 19:33

Спартак вновь поднимает восстание на сцене Мариинского театра

В Мариинском театре – грандиозная премьера. В эти минуты на сцене идет легендарный балет Арама Хачатуряна «Спартак» в оригинальной хореографии Леонида Якобсона. Целый год кропотливой работы ушел на то, чтобы восстановить спектакль, полвека назад буквально взорвавший балетный мир. Многие критики такого «Спартака» приняли в штыки, но публика высоко оценила революционную хореографию Якобсона. Какая судьба ждет возрожденный спектакль? Репортаж «Новостей культуры»

В списке – только небольшая часть предметов бутафории к одной из сцен балета. Сколько там клинков, цепей и амфор, точно не скажет никто. Никак не меньше двух тысяч. Для постановки сшили семьсот костюмов. Спектакль восстановили до мельчайших деталей. Можно смело сказать, что это точная копия того балета, который ленинградцы увидели в 1956 году. Единственное нововведение – видеопроекция в некоторых сценах. Впрочем, это, как утверждают в театре, только подчеркивает оригинальные декорации.

«Зачем мы будем портить сделанное не нами, а гениальным человеком. Конечно, максимально близко. И чтобы развязать сомнения людей, которые не могут поверить, что подобное было возможно, рядом со мной работали действительно многочисленные группы консультантов», – рассказывает балетмейстер-постановщик возобновления балета Вячеслав Хомяков.

«В этом якобсоновском балете оригинально все», – говорит Виктория Терешкина, исполнительница одной из главных партий. Например, сандалии на ногах балерин. Танцы тоже поставлены хореографом вопреки классическим канонам – Якобсон отказался от пуантов и традиционной «выворотности».

Этот балет публика полюбила сразу и навсегда. В шестидесятые достать билет на «Спартака» было очень трудно. Красочный спектакль поражает воображение масштабностью сцен. Только в первые минуты перед зрителями появляется больше 170 человек.

«Много людей, которые помнят с одной стороны постановку, многие – с другой. Придти к общему знаменателю  – это всегда нервно и трогательно. Но очень приятно находится в театре, в котором все – от актеров до всех служб – в нервном накале», – заверяет исполнитель роли Спартака Игорь Зеленский.

Дирижер Карен Дургарян заметно волнуется. Это его первая совместная работа с Мариинским театром. Для маэстро большая радость исполнять в России музыку своего великого соотечественника.

Хачатурян, как он сам себя называл, "громкий композитор". Но в душе он был такой теплый и добрый», – говорит главный дирижер Армянского государственного театра оперы и балета Карен Дургарян.

Недавно в Мариинке восстановили балет Фарида Яруллина «Шурале» – это тоже работа Якобсона. Не исключено, что возвращение наследия легендарного хореографа станет одной из составляющих репертуарной политики Мариинского театра. 

Читайте также:
"Спартак" Леонида Якобсона возвращается на сцену Мариинки