02.07.2010 | 10:43

"Петрушка" возвращается в Большой

100-летию Дягилевских сезонов посвящается. Сегодня в афишу Большого театра возвращается «Петрушка». «Потешные сцены в четырех картинах» - это музыка Игоря Стравинского, хореография Михаила Фокина, либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа. После парижской премьеры в 1911 году Жан Кокто назвал «Петрушку» символом русской души. В Большом балет возобновляет Сергей Вихарев, который, в свою очередь, считает «Петрушку» эстетическим манифестом модернизма. Правда, признанный мастер реконструкций реставрировал не премьерную парижскую, а первую отечественную редакцию балета 1920 года. Рассказывают «Новости культуры».

Из четырех премьер Большого театра в этом сезоне «Петрушка» – последняя. По времени, но не по значимости.
Юрий Бурлака, художественный руководитель балетной труппы Большого театра, говорит: «Не так много, к сожалению, спектаклей на русскую тему и на русскую музыку, которые идут в репертуаре Большого, поэтому появление Петрушки – абсолютно неслучайная история». Правда, случайно рассказанная на языке танца: первоначально Игорь Стравинский «Петрушку» задумал как пьесу для рояля с оркестром. И если бы не Сергей Дягилев, который предложил превратить эту музыку в балет, Петрушка, сделанный из опилок и дерева, никогда бы не научился крутить фуэте.

К предстоящей премьере движения классические и гротесковые отрабатывают сразу пять Петрушек. Сергей Вихарев говорит, их могло быть еще больше: «Я вот ходил по коридорам Большого театра и все время говорил: «Боже, здесь столько Петрушек». Просто потрясающе. Бывает так, в одном месте в один час встречаются герои. Смотришь и думаешь, этот Петрушка, это Петрушка, этот. И еще можно было 10 составов сделать».

Иван Васильев, радостный и улыбчивый за кулисами, на сцене резко меняется в лице. Его Петрушке совсем не до смеха: «Он весь такой побитый, такой сломанный, нерабочая кукла, некрасивая, он весь вывернутый наизнанку. Но у него у единственного есть душа. Душа, которая все время плачет».

Михаил Лобухин меньше двух недель назад начал репетировать Петрушку. Чего в нем больше – кукольного или человеческого, пока для себя не решил. Зато успел оценить партию как одну из сложнейших в своем репертуаре: «Здесь нет ни одной проходящей позы, ни одного движения ради движения. Здесь каждое движение осмысленно. Каждый шаг. Конечно, непривычно ходить по сцене завернутым, но в этой эстетике есть своя прелесть».

Почти все время на пальцах – кукла Балерина. Для любой балерины – нагрузка колоссальная. «Стопы должны быть крепкие, но при этом верх неподвижный, как у фарфоровой статуэтки. Это достаточно сложно совместить», - говорит исполнительница партии Балерины Екатерина Крысанова.

Не проще и разобраться во взаимоотношениях главных персонажей. Петрушка влюблен в Балерину. А она? Она, казалось бы, никого не любит. Но Балерины готовы поспорить.
Нина Капцова, исполнительница партии Балерины, уверена, что ее героиня тоже испытывает бурю эмоций: «Всплески эмоций по отношению к Арапу. И она пытается показать ему свою симпатию. Ты вот со мной, хорошо? Мы вместе».
Арап – еще один участник любовного треугольника. Виталий Биктимиров, исполнитель партии Арапа, говорит о своем герое: «У него очень простой образ, это у Петрушки более глубокий образ, а у балерины и у Арапа как раз такие простые образы».

В кукольных образах – простых и не очень, угадываются типажи людей. И это самое интересное. Игорь Цвирко, исполнитель партии Арапа, уверен: «Все построено на отношениях людей, все построено на любви, потому что любовь спасет мир».
Петрушку любовь, правда, не спасла. В конце спектакля он погибает. Прожив на сцене яркую жизнь длиной… всего-то в 40 минут.