02.07.2010 | 19:39

К 65-летию Архитектурно-реставрационных мастерских северной столицы

В Петербурге завершается «Неделя реставрации». Акция проводилась впервые и была приурочена к городскому празднику – Дню реставраторов. В рамках праздничных мероприятий отметили и юбилейную дату – 65 лет назад были основаны Архитектурно-реставрационные мастерские. Именно их сотрудники впервые разработали методику комплексного воссоздания памятников. О тех, кто сегодня занят восстановлением исторического облика архитектурных шедевров, рассказывают «Новости культуры».

Юлия Бушуева скрупулезно работает над лепниной, врачует раны, нанесенные временем и людьми. Она собиралась стать бухгалтером, но поняла, что ей интересны не суммы в финансовых отчетах, а знаки истории на стенах памятников.

«Работа такая черновая. Я думала, что приду, тут будет все чистенько, а условия достаточно тяжелые, для девушки особенно. Но потом все трудности, с которыми сталкиваешься, уже кажутся ни о чем», – говорит студентка реставрационного лицея.

Практиканты готовят реставрационную почву для позолотчиков – грунтуют и красят лепнину. Этим летом стажеров всего пять, а бывали годы, когда опыт перенимали одновременно до тридцати человек. Прошло более полувека с момента объединения ленинградских реставраторов. В их руках тогда были только обмерные чертежи блокадного времени – свидетельства того, как энтузиасты старались хотя бы на бумаге сохранить уникальные памятники. 

«Так что шли, как в первый раз, и знаменитая ленинградская школа реставрации – это просто обобщенный опыт пионеров нашей школы реставрации», – говорит начальник управления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Ольга Кормильцева. 

Среди тех, кто восстанавливал Петергоф и Царское село, – Владимир Корбан. Вернувшись из эвакуации, он сразу поступил на второй курс ремесленного училища. Все время будущий реставратор проводил в музеях и храмах. Именно ему впоследствии доверили реставрировать часть знаменитой фрески «Сотворение мира» в Исаакиевском соборе. Задача была сложной – восстановить изображения Адама и Евы. От первоначальных образов не сохранилось ничего.

«Я смотрел в Эрмитаже Адама и Еву, скульптуру Давида – ведь что-то должно было быть такое классическое. Сделал несколько набросков – худсовет их и утвердил», – рассказывает почетный реставратор Санкт-Петербурга.

Работа реставраторов – процесс долгий и кропотливый. Их труд часто остается незамеченным. Но мастера не сетуют на судьбу. Главный комплимент для них – услышать от восхищенных людей слова: «Как прекрасно сохранился этот памятник!».

Читайте также:
В городе на Неве началась Первая неделя реставрации