03.07.2010 | 22:02

"Фиделио" Бетховена на фоне тюремных бараков

Единственную оперу Бетховена «Фиделио» поставил Пермский театр оперы и балета. Первым опытом политической оперы и тюремной темы на этой сцене был, как известно, спектакль «Один день Ивана Денисовича». Местом действия «Фиделио» и одновременно зрительным залом стал Музей истории политических репрессий «Пермь-36». На каждом спектакле могут присутствовать только 250 зрителей —  таково количество заключенных, которые содержались в каждом из лагерных бараков. Всем вместе —  и зрителям, и артистам, и даже музыкантам оркестра — по ходу действия  приходится перемещаться по всей территории бывшего политического лагеря. Рассказывают «Новости культуры».

От Перми до Музея истории политических репрессий два часа пути на комфортабельном автобусе. За время поездки зрители совершают настоящее путешествие в историческое прошлое. Их встречают жены, сестры и дочери заключенных. У них в руках подлинные фотографии «узников совести»  —  людей, прошедших ад ГУЛАГа.

Премьера бетховенского «Фиделио» стала одним из самых ярких театральных событий сезона. В постановке задействовано пятьсот человек – солисты, хор, орекстр, статисты. Спектакль разворачивается в естественных декорациях бывшего лагеря политзаключенных плодащью в девять гектаров.

«Бетховен звучит в "Перми-36" по-особому. возникают секунды, когда звучит музыка, а ощущение такое, что звучит эта земля, звучат эти бараки, этот простор. Странная вещь, эта несвобода посреди огромного пространства», — говорит художественный руководитель проекта «Опера/ ГУЛАГ» Георгий Исаакян.

Актеры не скрывают, что вместе с ними играют и стены, и колючая проволока, и вышки с самыми современными методами слежения. Они получили уникальный творческий опыт, ведь петь пришлось, не видя дирижера.

«Из-за того, что нет каких-то особенных условий, которые всегда есть для оперного певца, максимально надо уметь собираться, максимально быть ответственным. Усилилось чувство ответственности за происходящее», — признается солистка Пермского театра оперы и балета Екатерина Орлова.

Героиня оперы Леонора, превратившись в охранника по имени Фиделио, спасает своего мужа Флористана от смерти в заключении. Спектакль выводит эту историю за рамки конкретных географических и исторических условий. Ведь идея противостояния тирании вечна.

«Вначале мы видим Леонору в старинном костюме, потом  —  в одежде 1930-х  —  1940-х годов, потом мы видим современную форму. Ничего, к сожалению, в отношениях репрессивной машины государства и человеческой личности не изменилось»,  —  добавляет Георгий Исаакян. 

Погружение в темноту и восхождение к свету – постановщики дают зрителям спасительную ниточку. На первое место они ставят силу любви.

Постановка оперы в реальном историческом месте – смелый эксперимент. Зрители максимально погружаются в действо, испытывая при этом дискомфорт и ощущение несвободы, но вызов принимают. Впереди всего семь спектаклей, на которых смогут побывать около двух тысяч зрителей. И хотя проект имеет такую короткую жизнь, резонанс обещает быть достаточно громким.