05.07.2010 | 13:10

Из частной коллекции - в Русский музей

Из частной коллекции - в Русский музей. В Строгановском дворце открылась выставка Ладо Гудиашвили – одного из крупнейших грузинских художников прошлого столетия. В начале 20-х его работы покорили Париж и Нью-Йорк, и лишь ностальгия заставила мастера вернуться на родину. В годы репрессий он выжил - в отличие от большинства знаменитых тбилисских футуристов, и даже получил официальное признание. Но в соцреалистические декорации эпохи кисть Ладо Гудиашвили вносила запретную нотку авангарда. Рассказывают «Новости культуры».

 

В 1920-м молодой грузинский художник Ладо Гудиашвили приехал во Францию на стажировку, снял мастерскую на Монпарнасе. И уже через несколько месяцев его работы были в самых известных галереях Парижа, а в 1922-м состоялась персональная выставка рисунков и акварелей.

«Эти работы привлекли внимание сразу, о них сразу начали писать. Они позволили французам услышать это сложное имя. Ладо Гудиашвили довольно сложно звучит по-французски. Но, тем не менее, этот художник сразу запомнился», - говорит заведующая Отделом рисунка и акварели Русского музея Наталья Козырева.

Искушенную парижскую публику Гудиашвили покорил самобытностью. К нему были благосклонны Модильяни и Пикассо, пресса и капризная критика. Но в его французских работах все чаще проступала тоска и депрессия - мастер безумно скучает по родному Тифлису. По памяти рисует «Кавказский пейзаж», где лачуги лепятся к горным склонам, и тонкие мостки пролегают над пропастью... В 1925-м художник принимает окончательное решение - вернуться в Грузию. На родине он много работает, но все складывается далеко не безоблачно. Долгие 50 лет в Советском Союзе не было ни одной выставки работ Гудиашвили. И нынешняя была бы невозможна - если бы не коллекционеры. Семья Манашеровых - земляки художника - собирала его работы больше десяти лет по всему миру.

«Что-то мы нашли в США - это казалось невозможным. В 25-м эти работы увезли в Штаты, но две теперь здесь. Некоторые работы были во Франции, Германии, Грузии», - отмечает коллекционер Ивета Манашерова.

До Строгановского дворца работы Ладо Гудиашвили были выставлены в Третьяковской галерее. Научные сотрудники московского музея приехали в Петербург посмотреть, как разместилась выставка на Невском проспекте. И рассказали коллегам о небывалом наплыве посетителей в Третьяковке - и огромном количестве восторженных комментариев. Рецензий на творчество Ладо Гудиашвили ждут и в Строгановском дворце - здесь листы книги отзывов пока чисты.