05.07.2010 | 19:35

Как Вологда стала новыми Каннами...

Центром европейского кино в эти дни стала Вологда. В старинный русский город съехались сто пятьдесят молодых кинематографистов из Франции, Швеции, Дании, Италии и Испании. На фестиваль «Voices», который проходит здесь впервые, они привезли десять фильмов. Оценивать их будут мэтры европейского кино. Рассказывают «Новости культуры».

Спускаясь в вологодском аэропорту с мини-трапа «Як-40», Кшиштоф Занусси говорит, что никогда не летал на таких маленьких самолетах. Красная дорожка тоже удивляет его своим скромным размером. Впрочем, это символично, ведь конкурсные работы на фестивале «Voices» – это только первые шаги режиссеров.

«Для меня очень важно, чтобы было продолжение. Чтобы не было такого, что новое поколение сразу пытается развалить то, что создавали поколения предыдущие. В культуре преемственность важнее, чем все революции», – говорит Кшиштоф Занусси.

Десять конкурсных работ разительно отличаются друг от друга по форме, а вот темы, которые они затрагивают, вполне традиционные – любовь, одиночество, смерть. Даже фильм открытия – «Призрак» Романа Полански, получивший «Серебряного медведя» на «Берлинале», – все о том же.

«Я все время жду современного кино, где будет сегодняшний герой. Человек, которого я знаю и с которым могу соотносить себя. Я люблю смотреть кино про себя», – признается актер, писатель Евгений Гришковец.

2010 – Год Франции в России и России во Франции. Поэтому в жюри – знаменитый комедийный актер Клод Брассер. А с киноэкрана к зрителям обращается сам Пьер Ришар – извиняется, что не смог добраться. Этот фестиваль – дело взаимно интересное. Для европейцев он дает возможность расширить свою аудиторию, для русских – подумать о собственном кинобудущем.

«Европейское кино существует, но никак не может пробиться. Американского слишком много. Поэтому этот фестиваль – возможность пробиться к зрителям», – заверяет актриса, режиссер Вера Глаголева.

«Там все равно картины выходят из некоего процесса, а нас кидает – модели у нас непонятные. Вроде как, американское продюсерское кино, хотя корни у нас европейские», – замечает актер, член жюри фестиваля Алексей Гуськов.

Конкурс короткометражек, ретроспективы, мастер-классы известных режиссеров – в эти дни в Вологде царит настоящий ажиотаж. В то, что провинциальная Вологда – пускай всего на несколько дней – объединит всю киноевропу, не верили даже оптимисты.

Столько иностранных языков за один день в Вологде не слышали, пожалуй, еще никогда. Новыми Каннами, как сейчас местные жители почтительно называют этот фестиваль, ее сделали не только такие имена, как Брассер и Занусси. Самое интересное впереди. Это темные лошадки – режиссеры, которые только сняли свои первые фильмы.