06.07.2010 | 12:08

Секрет коктейля от Жозефа Наджа раскрыт на Чеховском фестивале

Чеховский фестиваль представил минувшим вечером один из самых ожидаемых спектаклей – «Шерри-бренди» – новую работу знаменитого французского режиссера и хореографа Жозефа Наджа. Его фирменный почерк вполне укладывается в определение «шерри-бренди». Это уникальный микс стилей и художественных возможностей. На этот раз ингредиентами опьяняющей смеси послужили рассказы и короткие пьесы Антона Павловича Чехова. Рассказывают «Новости культуры».

«Самая загадочная личность современного театра» – это звание на Девятом Чеховском фестивале Жозеф Надж оправдал на сто процентов. Пока он не дал ни одного интервью. Все репетиции проходят за закрытыми дверями. Журналистам вход за кулисы воспрещен. Перед показом в зале царит напряжение и легкое недоумение – что же будет происходить на сцене?

«Это театр-фарс, театр клоунады, театр пантомимы, театр танца, театр режиссуры. Первая труппа, которую он создал во Франции, называлась "Знаки". Нужно отгадывать каждый раз, каким будет Надж, и получать удовольствие от того, что ты угадал его знаки», – говорит балетный критик Варвара Вязовкина.

В этом спектакле знаки повсюду. В нервной, ломаной пластике; в черно-белом цвете; в звенящей тишине – когда слышны вспышки фотоаппаратов.

В этой работе, сделанной, кстати, специально для Чеховского фестиваля, Надж впервые обратился к русской классике. «Шерри-бренди» – это его размышления о русской культуре, навеянные Чеховым, Мандельштамом, Шаламовым.

«У него спектакли-видения, спектакли – философские размышления. Даже если в основе спектакля лежит литературное произведение или образ писателя, он все равно так далеко уплывает в своих видениях, что вы буквально ничего не скажете. В то же время эмоционально все очень точно», – замечает балетный критик Майя Крылова.

Это, наверное, один из самых сложных для восприятия спектаклей, когда-либо показанных в рамках Чеховского фестиваля. Здесь нет четкого сюжета, много символов, аллюзий. И даже на поклонах Надж, возможно, все еще посылает в зал какие-то знаки.

Когда Жозеф Надж перед премьерой отказывался от комментариев, многие недоумевали – почему? Возможно, он просто хотел предоставить зрителю максимальную свободу для трактовок. В этом спектакле каждый увидел что-то свое, и равнодушным, кажется, никто не остался.


«Это, пожалуй, даже не Шерри-Бренди. Это какой-то коктейль Молотова. Ничего нет от изящества, от пустячка. Тонкое ощущение абсурда. Очень по-наджевски, точно и по делу», – делится впечатлениями балетный критик Лейла Гучмазова.

А вот и мнения зрителей:
– Сильно. Я не знаю, очень нервно. Но правильно нервно.

– Это завораживающее зрелище. Смотришь без отрыва, конечно.

– Сегодняшний спектакль для меня немножко в черном цвете. Мне кажется, что все-таки в России очень много солнца, ярких мгновений, красивой жизни. Мне показалось, он все мыслил в черном цвете. Если это не так, буду рада об этом узнать.

Спросить можно будет уже завтра. Жозеф Надж все-таки даст пресс-конференцию, но вряд ли раскроет хоть один свой секрет.

Все материалы о фестивале>>>