07.07.2010 | 10:50

Поступление в музыкальные вузы

В музыкальных вузах страны начались вступительные экзамены. Причем, согласно приказу министерства образования, одновременно во всех. С одной стороны, новые правила поступления предоставляют абитуриентам больше возможностей - подавать документы можно сразу в пять учебных заведений. Но как быть с творческим конкурсом? Начинающим музыкантам предлагается выбор: либо превратиться в Фигаро и умудриться сыграть сразу в нескольких местах, либо оказаться вне институтских стен. Подробности – у «Новостей культуры».

Быть как Фрося Бурлакова в фильме «Приходите завтра» мечтали и до сих пор мечтают тысячи. Собрав свои вещи и инструменты, молодые и честолюбивые срываются с насиженных и наигранных мест, где их знают и ценят педагоги, и едут в Москву учиться. Закон определил им пять попыток, то есть каждый абитуриент может поступать сразу в пять заведений. Только экзамены проходят в одни и те же сроки.

Владимир Тонха, профессор кафедры виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки им. Гнесиных, говорит: «К сожалению, ребята многие пролетают из-за того, что все почти в одно и то же время сдают. Это жаль».

Не поступление чревато не только ожиданием длиной в год – до следующих вступительных экзаменов. Есть угроза и пострашнее. «К сожалению, мужская часть идет служить в армию, хотя это, конечно, негативно сказывается на карьере пианистов, потому что это – тонкий аппарат, который разрушается от бездействия, от отсутствия упражнений на рояле мгновенно», - признается декан фортепианного отделения Российской академии музыки им. Гнесиных Сергей Сенков.

Музыкальные вузы отличаются от гуманитарных и технических. Там нельзя поступать сразу в пять институтов, предоставляя лишь результаты ЕГЭ. Нужно пройти четыре творческих конкурса. Простая арифметика: пять институтов – это 20 проверок на творческую прочность.

«Раньше было более четко, - говорит Фридрих Липс, декан факультета народных инструментов Академии им. Гнесиных. - Если к нам кто-то не проходил, но молодой музыканты был готов учиться в другом музыкальном заведении, мы его рекомендовали в другие вузы».

Галина Маяровская, ректор Российской академии музыки им. Гнесиных, рассказывает: «Все же учебные заведения выстраивались по рейтингу. Московская и питерская консерватории начинали прием намного раньше – 1 июля, и следующая шла Академия имени Гнесиных».

Чуть позже стартовали вступительные экзамены в нестоличных консерваториях. Впрочем, многие удобство этой системы подвергают сомнению. Например, в Ростовской консерватории уверены, что любой вуз должен быть конкурентноспособным, для этого в консерватории должны работать яркие педагоги, к которым захотят приехать из других городов.

Александр Данилов, ректор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, говорит: «Я думаю, что подбирать третьесортный материал после московской и петербургской консерваторий, для нас просто невыгодно. В Ростов едут люди, которые выбрали Ростов как место, в котором хотят учиться».

Более того, проблемы, связанные с тем, что все экзамены проходят в одни и те же сроки, видятся из Ростова как сугубо московские. Виновата в этом проблема выбора, считают там: слишком много музыкальных вузов открылось в столице за последние годы.

«Эта анархия – отсутствие государственной политики в этом направлении – сейчас и сказывается, - считает Александр Данилов. - Эти московские вузы заинтересованы, чтобы приемные экзамены были в разные сроки: те, кто не проходит в консерваторию, идут в Гнесинку».

Далее - в зависимости от рейтинга института. В Новосибирской консерватории не столь радикальны и предлагают все же вспомнить о традициях. Вообще, изучение опыта предшественников – очень полезная вещь.

Ректору Новосибирской консерватории закон Министерства образования кажется прокрустовым ложем. «Создается некая концепция, а там все по принципу: лес рубят - щепки летят. Сам подход, при котором необходимо приспосабливаться под закон, - это неправильная система», - говорит ректор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Константин Курленя.

Однако абитуриенты пока, еще не сдав ни одного экзамена, надеются стать новой Фросей Бурлаковой. Пока в музыкальных вузах совершается хождение по творческим мукам, в министерстве образования совершается хождение по кабинетам. Так называемая «реструктуризация». Поэтому комментировать принятые ими самими решения чиновники отказались. Так можно и без кабинетов остаться.