07.07.2010 | 11:37

Пять колец под кремлевскими звездами

Олимпиада-80 как последний триумф и символ заката советской эпохи. К тридцатилетию московской Олимпиады в столице открылась выставка «Пять колец под кремлевскими звездами». Впервые широкой аудитории представлены уникальные архивные материалы, рассказывающие о закулисье игр. Многие документы до недавних пор находились под грифом «секретно». Рассказывают «Новости культуры».

За эти Олимпийские игры, которые впервые проводили в социалистической стране, боролись пятнадцать лет – еще с хрущевских времен. Олимпиада хоть и была тогда делом финансово не выгодным, зато политические дивиденды приносила немалые. Наконец, в 1974 году столицей Олимпиады-80 назвали Москву.

«Через год и три месяца после того как Москва получила право провести Олимпийские игры, за которые очень боролся Брежнев, они же предложили своим соратникам подумать о том, стоит ли эти игры проводить, и не лучше ли от них отказаться пока не поздно», – рассказывает заместитель директора Российского государственного архива новейшей истории Михаил Прозуменщиков.

Поводов для сомнений было немало. Даже в столице остро ощущался дефицит спортивных сооружений, и отсутствие олимпийской инфраструктуры .

Еще тридцать лет назад в Москве катастрофически не хватало клубов, баров и прочих увеселительных заведений. Иностранные гости боялись заскучать. Поэтому оргкомитет принял решение: московские театры в течение этого месяца должны работать по полной.

Культурная программа была обширной. Те, кто не является поклонниками спорта, посещали концерты, спектакли и выставки, на которые раньше было не попасть.

«То, что показывали в дни Олимпиады, больше было приближено к западному, европейскому зрителю. Меньше показывали спектаклей на производственные темы, которые были понятны только советскому зрителю, больше было развлекательных постановок. Но и, конечно, о Ленине, о партии – без этого тоже не обходилось», – продолжает Михаил Прозуменщиков.

 

На фоне холодной войны и ввода войск в Афганистан спортивные состязания превратились в противоборство двух политических систем. Председатель оргкомитета Олимпиады Новиков говорил своему американскому коллеге Кейну, что «небо не упадет на Землю, если американские спортсмены на соревнования не приедут».

«С учетом того, что в олимпийской табели о рангах американцы занимают лишь третью строчку, а в десятку сильнейших входят шесть социалистических стран, то в случае бойкота Олимпиады-80 смело можно разыгрывать призовые места, начиная с третьего или даже лучше с седьмого. Многим зарубежным спортсменам, которые приехали на Московскую Олимпиаду, этот приезд не доставил радости», – замечает сотрудник Российского государственного архива новейшей истории Нэлли Переудина.

 

 

Пять колец под кремлевскими звездами – олимпийскую эмблему с архитектурными элементами Москвы цвета советского флага придумал Владимир Арсентьев, а спорстмена-оптимиста, сказочного Мишку – иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. Ему еще в 1977 году объяснили, что автором Мишки является не художник, а советский народ.

«Подписал я такую бумагу: "Все гонорары, причитающиеся мне за рисунок "забавный медвежонок"... Они даже не написали , что это талисман Олимпиады. Как будто я, дурачок, нарисовал его, а они волею власти сделали его талисманом. А откуда тогда у него олимпийский пояс? Кто его придумал? Да тот же Чижиков, во сне», – с досадой говорит народный художник России.

Выставка «Игры вокруг Игр» сегодня, через три десятилетия, заставляет вспомнить лозунг «Народ и партия – едины». Кроме того, она дает еще одну возможность оценить плюсы и минусы организации столь масштабного спортивного мероприятия.