11.10.2017 | 10:04

Третьяковская галерея на Крымском Валу представляет экспозицию "Город и люди. Москва в графике XX века"

Эпоха перемен глазами художников. Третьяковская галерея на Крымском Валу представляет выставку "Город и люди. Москва в графике XX века". Это - третья часть проекта, посвященного 870-летию столицы. Первые две выставки - "Москва сквозь века" и "Сохраненные святыни Москвы ушедшей" - открыты в Инженерном корпусе. Юлия Кундрюкова - с подробностями.

От революции до перестройки постоянно меняющуюся Москву эти художники стремились запечатлеть быстро - графическими набросками. Серия Николая Чернышёва  с видами столицы конца 10-х - начала 20-х годов - о том, как после 17-го года город выживал.

"Здесь мы видим город, обезлюдевший после революции, с выбитыми стеклами, где на санки дети грузят гробы. Достаточно мрачное зрелище представляет собой этот город. И потом мы видим, как он меняется", - рассказала заведующая отделом графики XX века Третьяковской галереи Александра Струкова.

Эта "Нищенка" двадцатых годов работы Ильи Соколова - как мост от прежней эпохи ко времени НЭПа. А потом - "воронки" из тридцатых и активные стройки, как у художника Бориса Зенковича - только открывшаяся станция метро Комсомольская площадь битком набита первыми пассажирами.

А еще - стройка знаменитого Дома Советов на Охотном ряду - офорт тридцатых годов Зои Куликовой, здание, сменившее столько названий, теперь - Госдума. Рядом - Москва военная. Тогда художнику выйти на улицу с планшетом и начать рисовать было невозможно не только из-за угрозы бомбежки, его могли заподозрить в шпионаже. Поэтому, Татьяна Маврина делала свои наброски вслепую: перед выходом из дома клала в карман небольшие листы бумаги, карандаш.

"Буквально, не глядя, просто делала зарисовки карандашом. В кармане. То есть, не вытаскивая. И потом, когда она уже приходила домой, делала прекрасные акварели, смотря на которые, никогда не скажешь, что они были сделаны в военное время", - отметила куратор выставки Екатерина Архипова.

Знаменитый певец соцреализма Дайнека здесь - автор графической работы "Площадь Свердлова в декабре 41-го" с заградительными аэростатами и кровавым закатом. Притихшая Москва, которая ждет нападения. Оттепель 60-х в работах Гурия Захарова и Анатолия Бородина - период кипучей жизни. 70-е в поле зрения художников - не улица с ее общественной жизнью, а закрытые пространства - с частной.

На этой выставке в духе ностальгии по прежней Москве некоторые художники соцреализма предстают в ином ракурсе. Москва - как зеркало, в котором отразилась жизнь всей страны. И динамичный жанр графики - самая подходящая форма для того, чтобы поймать город таким, каким, возможно, его больше не увидеть.

Новости культуры