08.07.2010 | 10:15

17 этажей для современного искусства

В 2015 году в Москве должен появиться Международный музей современного искусства. На Зоологической улице вырастет 17-этажный комплекс. Амбициозный проект архитектора Михаила Хазанова уже получил одобрение властей города. Однако, согласно планам строительства, ультрасовременное здание нависнет над памятником архитектуры Серебряного века - Домом театрального просвещения, созданным художником Василием Поленовым. О плюсах и минусах проекта – в репортаже «Новостей культуры».

Садово-Кудринская, дом 7 – усадьба Мещерских, спрятавшаяся за советским домом. Это один из немногих сохранившихся поленовских адресов. Правда, известно об этом только специалистам. В этой усадьбе Поленов пережил две революции. Вместе с театральным домом она образует главный поленовский анклав в Москве. Сохранилась башня и часть стены первого этажа.

Дом театрального просвещения сильно пострадал при пожаре в 1928 году, потом был надстроен. Его нынешний хозяин - Государственный центр современного искусства - фактически ставит на его месте 17-этажный небоскреб. Современный объем без окон, с каскадом лестниц - это даст центру необходимые площади, а от старого дома оставит только лестничную башню.

Михаил Миндлин, генеральный директор Государственного центра современного искусства, говорит: «Того дома нет. Мы используем территорию».

В 1993 году здание стало выявленным памятником, а десять лет спустя этого статуса его лишили, что и сделало возможным новый проект. Хотя за это время вряд ли дом стал менее или более поленовским.

«Как бы Москва ни расстраивалась, символом Москвы остается картина Поленова «Московский дворик». Хотя бы в благодарность за этот символ можно было оставить его любимое детище – Дом театрального просвещения. Сделать жемчужиной – поставить в обрамлении парка», - считает директор музея-заповедника В.Д. Поленова Наталья Грамолина.

Вариант воссоздания Театрального дома авторам проекта кажется утопией. Говорят, что чертежей архитектора Осипа Шишковского не сохранилось. Есть фотография – одно из немногих свидетельств. Есть поленовские эскизы, фото в интерьере.

«Если будет поставлена цель, мы найдем документы и сможем все сделать, - говорит Наталья Грамолина. - Архитектор, хороший архитектор, а не манагер от архитектуры, для него во всем разобраться – это сладкая работа. Надо увидеть этот образ».

«Чтобы пытаться здесь восстановить дом Поленова, нужно все снести и строить фальшивку», - считает Михаил Миндлин.

Тем не менее, и в новом проекте фальшивка будет. Ведь условно воссоздадут фасад. В качестве реверанса Поленову какие-то помещения отдадут под театральную студию.

«17-этажная скала нависает над домом и уничтожает все, в том числе подземные помещения. Скала падает с неба. Это астрономическая катастрофа старой Москвы», - говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

Идея создания Дома театрального просвещения целиком принадлежит Василию Поленову. Он привлек меценатов - Мамонтова и Бахрушина. В доме была сцена со зрительным залом, мастерские, Василий Дмитриевич сам создавал декорации. Этому дому сразу присвоили имя Поленова. Конечно, никакой памятной таблички нет, а теперь уже вряд ли будет. 

О защите памятников архитектуры>>