08.07.2010 | 12:29

Птичий двор бабушки Марфы Андреевны

В столичной галерее «Проун» открылась выставка, проведение которой стало возможным благодаря Интернету. Историю наивной художницы Марфы Рязановой, которая впервые взялась за карандаш в 87 лет, кураторы узнали из блогов. Так появилась идея проекта под названием «Птичий двор бабушки Марфы Андреевны». Рассказывают «Новости культуры».

О Марфе Рязановой галеристы узнали из ЖЖ. В своем блоге, о ней рассказала и выложила рисунки ее внучка Аня.

«Среди тридцати семи комментариев была биография бабушки Марфы. Более того, в пространстве ЖЖ у бабушки набралось масса поклонников», – говорит куратор выставки Екатерина Иноземцева.

Сама Аня до сих пор не верит, что рисунки ее бабушки выставлены в московской галерее. Рисовать Марфа Андреевна начала в 87 лет, когда, похоронив мужа, переехала к детям. Поменяв деревню на город, женщина затосковала. Чтобы помочь ей справиться с депрессией, ей дали в руки карандаши и бумагу.

«Мы даже не задумывались, что она рисует. Потом стопки росли. Это было смешно – такое количество кур, коней и женщин с цветными букетами. Мы даже не придавали этому значения», – вспоминает внучка Марфы Андреевны. 

Марфа Рязанова не думала, что ее кур и лошадей когда-нибудь воспримут всерьез. Рисовала, вспоминая о деревне, где прожила всю жизнь. Она знала как вести хозяйство, управлять комбайном, как вырастить поросенка.

«Мой любимый листок – "Хороший поросенок". Это эталон хорошего поросенка, где прекрасный список показателей: подтянутый живот, ровная спинка, мускулистый корпус», – замечает куратор выставки Марина Лошак.

Художница тщательно прорисовывала каждую деталь. Иногда целый день уходил на один рисунок. Сейчас искусствоведы говорят, что в них есть что-то от петроглифов, но сама Марфа Андреевна даже слова такого не слышала.

«Бесконечные ряды кур продолжают традицию изображений, найденных в разных частях света, древнейших петроглифов», – поясняет Марина Лошак.

«Птичий двор бабушки Марфы» собрал художников и галеристов. Неизвестную Марфу Рязанову коллеги по цеху признали своей. 

«Разговоры о том, что любой так же смог бы нарисовать, всегда и во все времена были. Вспомним "Черный квадрат"», – замечает искусствовед Татьяна Метакса.

Параллельно в ЖЖ продолжается обсуждение творчества Марфы Андреевны. Ее наивные рисунки задели современных блогеров. О Марфе Андреевне узнали только сейчас, спустя три года после смерти. Но ее простые вещи стали частью этого мира.