08.07.2010 | 13:29

Всероссийский интернет-конкурс на "Лучший российский театральный плакат" завершен

Завершился Всероссийский интернет-конкурс на «Лучший российский театральный плакат». Он организован по инициативе Союза театральных деятелей России. Афиша и плакат – инструменты общественной коммуникации. Они обращены к обществу и обществом должны оцениваться. С другой стороны, это произведения искусства, а потому не менее важно мнение профессионалов. Именно метод двойной оценки применялся на этом конкурсе. Голосовали интернет-пользователи, и работал экспертный совет. Рассказывают «Новости культуры».

Конкурс как лакмус. Если кто-то думал, что жанра театрального плаката в России больше нет, он ошибался. Доказательство тому – 150 работ, присланных со всей страны. В первом конкурсе участвовали представители Екатеринбурга, Перми, Нижневартовска, Томска, Москвы, Санкт Петербурга. В финал вышли шестеро. Трое выбраны с помощью интернет-
голосования любителями, еще трое – выбор жюри. Интересно, что вкусы публики и профессионалов не совпали ни в одном пункте.

«Плакаты, которые выбрали, больше цифровые, чем идущие от художника. Собственно, это не очень хорошо, потому что плакат ближе к шрифтовой картине, чем к цифровой. Поэтому у меня такой выбор. Плакат Вячеслава Зайцева "Урожай" – почему я его выбрал? Во-первых, он художественный, нарисован руками, это очень радует. Во-вторых, мне интересно его рассматривать», – поясняет свой выбор художник, член жюри интернет-конкурса Николай Симонов. 

Плакат Андрея Бондаренко тоже вошел в тройку лучших работ по мнению профессионального жюри. Он создавался для спектакля «Портрет» Российского академического молодежного театра. Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин очень серьезно относится как к самому жанру, так и к художнику Андрею Бондаренко.

«Это наша большая удача, что мы познакомились с ним. Таким образом, родилась и марка нашего театра. Она началась с "Берега утопии", а теперь она у нас на каждом плакате. Очень важно, чтобы театр имел свой какой-то знак», – заверяет Алексей Бородин.

Заказывать или не заказывать плакат к новому спектаклю – это всегда индивидуальное решение театра. Многие мастера сцены были равнодушны к плакатной составляющей процесса. Другие – наоборот, уделяли плакату серьезное внимание.

«Если театры начнут опять заказывать театральный плакат, а не фотографии артистов с надписями, то, я думаю, что все вернется и все будет хорошо», – полагает художник Николай Симонов. 

Расцвет русского театрального плаката пришелся на 1970-е – 1980-е годы. Когда-то он был приятной частью городского пейзажа. Его рассматривали, обсуждали, оценивали. В последние десятилетия он все больше прятался за кулисами.

«Театральный плакат – это нечто, отдельное от спектакля. Он имеет непосредственное отношение к спектаклю, и вместе с тем это отдельное творчество. Культура театра начинается, с одной стороны, с вешалки, с другой – с театрального плаката», – убежден худрук РАМТа Алексей Бородин. 

С помощью современных компьютерных технологий создать театральный плакат можно буквально в течение часа. Дизайнер Андрей Ситников, тоже член жюри конкурса, специально проводит маленький мастер-класс.

Заведующая отделом афиш и программ Музея имени Бахрушина Ксения Лопатина показывает репродукцию афиши Валентина Серова, которую он создал  специально для Дягилевских сезонов 1909 года. На ней изображена балерина Анна Павлова. Оригинал хранится в фондах Музея Бахрушина. Афиша вошла в историю, попала во лучшие каталоги мира, вдохновила других художников. Здесь же – Тамара Карсавина работы Жана Кокто. 

«Очень радостно, что проводится такой конкурс, так как плакат сейчас переживает не лучшие времена. Многие театры по экономическим причинам не печатают афиши. В лучшем случае печатаются премьерные афиши спектаклей, и то в очень маленьких тиражах. Афиши некоторых театров к нам уже не доходят», – замечает Ксения Лопатина. 

В советское время средний тираж плакатов колебался от 500 до 2000 экземпляров. Плакаты становились символами эпохи. Некоторые становились фирменными знаками театров. Так, Ксения Лопатина демонстрирует афишу, которая в свое время стала символом Камерного театра Александра Таирова.

Сегодня авторский театральный плакат – жанр элитарный. Среди современных работ встречаются визитные карточки, по которым по прошествии лет будут узнавать наше театральное время. Просто их значительно меньше. К слову, в Западной и Восточной Европе оригинальный плакат – обязательная часть театральной культуры. Выставки, конкурсы, заказы – в избытке. Специалисты говорят, в России сегодня также есть надежда на возрождения уважаемого жанра. Интернет-конкурс, в этом смысле, можно рассматривать как оптимистический симптом.