08.07.2010 | 14:03

Есть ли будущее у современного перформанса?

Перформанс – быть может, самый независимый, самый рискованный и самый авангардный жанр современного искусства. Но все авангардное рано или поздно превращается в классическое, и происходит это не без помощи теоретиков. Что происходит с перформансом сегодня, и есть ли у него будущее? Ответы на эти вопросы искали сегодня художники и критики в Центре современной культуры «Гараж». Их встреча – это часть большой просветительской программы. Четыре месяца, пока работает выставка «Сто лет перформанса», в лекционной зоне «Гаража» можно будет услышать историков, теоретиков и практиков этого жанра. Рассказывают «Новости культуры».

Когда у художника в распоряжении есть только его тело, слово и действие, а до зрителя рукой подать, когда все происходит здесь и сейчас, и никто ни от чего не защищен, эта тревожная сфера деятельности называется «перформанс». Что движет художником, решившимся на такое?

«Сделать какой-то жест, который тебя самого как-то определит», – поясняет художник Максим Илюхин.

Футуристы в желтых рубахах, с рисунками на лице занимались именно перформансом, но само слово прозвучало впервые только в 1952 году. Так Джон Кейдж назвал свою акцию по производству четырех минут тридцати трех секунд тишины. В те бурные годы перформансом занимались на свой страх и риск, как хулиганством. Прошло сорок лет – и вот он уже в музеях и университетах. Персональная выставка Марины Абрамович проходит в МОМА – Нью-йоркском музее современного искусства. Там же, в Нью-Йорке,  регулярно проводится фестиваль «Перформа». Его директор Роузли Гольдберг и куратор МОМА Клаус Бизенбах привезли в Москву выставку «Сто лет перформанса». Из положения «лежа» можно наблюдать за Йоко Оно, Ивом Кляйном, Мэтью Барни, Вали Экспорт и прочими классиками. Начинается экспозиция русскими авангардистами, но далее зритель не увидит ни Кулика, ни Монастырского, ни Ковылиной – одним словом, ни одного русского перформансиста. 

«Они пошли по наиболее привычному пути, считая, что в России самый пик инноваций был в 1910-е  – 1920-е годы и тогда же завершился. В этом плане выставка, конечно, спорная. Наш круглый стол попытается восполнить этот пробел, эту лакуну, может быть, ошибку кураторов. Я с ними не согласен», – говорит художник Георгий Литичевский.

Его пригласили провести круглый стол на тему «Искусство перформанса: пути выхода из кризиса». За столом – Наталья Абалакова (концептуальный перформансист из группы «Тотарт»), художники Лиза Морозова и Максим Илюхин, критик Андрей Ковалев. Через Интернет вышли на связь Олег Мавромати и Боряна Драгоева, Андрей Устинов и идеолог группы «Война» Алексей Плуцер-Сарно. Все пошутили, что как-то несвойственно перформансисту присутствовать бестелесно, и все вместе пришли к выводу, что перформанс не в кризисе, а совсем наоборот. Очень уж глубоки его корни.

«Кроме того, что я пишу и делаю перформансы, я еще кандидат психологических наук. Моя диссертация посвящена психологии перформанса. Я могу сказать, что культурологически и психологически многие виды перформанса близки к смеховой культуре, которую описывал Бахтин, практикам юродства, инициации», – замечает художник Лиза Морозова.

Параллельно с выставкой «Сто лет перформанса» она придумала целую программу из круглых столов, показов с обсуждениями и действующими лицами.

«После этой выставки в "Гараже", я думаю, существование перформанса перейдет в новую стадию. Не ликбеза, а нормального функционирования», – полагает Лиза Морозова.

Да и сама выставка «Сто лет перформанса», как оказалось, открытая. Что называется, «work in progress». В экспозицию будут добавляться работы современных русских художников, а перед закрытием пройдет фестиваль перформанса, в рамках которого с живым искусством можно будет пообщаться вживую.