08.07.2010 | 19:41

Лунной походкой мимо старых автомобилей

Почти сорок лет назад на Луну был доставлен первый советский самоходный аппарат. Предназначением Лунохода стало изучение особенностей поверхности планеты, химического состава и свойств ее грунта, а также космического излучения. Всего в Советском Союзе было создано три уникальных экземпляра, два из которых до сих пор находятся на поверхности Луны. К юбилею запуска первого Лунохода в Санкт-Петербурге приурочили выставку, на которой экспонируется «Луноход-3» – аппарат, который так и не долетел до Луны. Рассказывают «Новости культуры».

Новый адрес временной прописки одного из первых советских опытных Луноходов – Петербург, Конюшенная площадь, дом №1. За последние двадцать лет космический аппарат, принадлежащий московскому НПО имени Лавочкина, экспонировался во многих странах мира, но ни разу – в северной столице. Администрация международного культурного центра, управляющая музеями автомобилей и клинкового оружия, выделила около миллиона рублей на ремонт первенца советской лунной программы. Лунный танк или трактор, как называли его в семидесятых американцы, теперь соседствует со старинными экипажами и ретро-автомобилями.

«"Луноход-1" остался на Луне. "Луноход-2" тоже остался на Луне. "Луноход-3", его экспедиция не состоялась, и он стоит в НПО имени Лавочкина. Он такой же. Настоящий, летный», – говорит заслуженный конструктор Российской Федерации Михаил Маленков.

60-е годы ХХ столетия – время великой битвы двух сверхдержав за Луну. Американский астронавт оставил на спутнике первый лунный след, Советский Союз ценой неимоверных усилий завоевал первую лунную колею. На Луноходе отрабатывались сотни новых технических решений, которые на многие десятилетия опередили свое время.

«Движение осуществляется с помощью восьми колес. Там есть двигатель и редуктор. Если редуктор заклинило, его можно отсегнуть с помощью перемычки, и колесо начинает двигаться отдельно, а луноход уже двигается с помощью семи колес», – поясняет конструктор «Лунохода-1», «Лунохода-2» Борис Гладких.

 

С середины 60-х годов с разработкой Лунохода были связаны более тридцати ленинградских институтов и предприятий. Одна из главных задач проекта – создание шасси робота – решалась в танковом бюро Трансмаша. Испытания проводились на специально созданном лунодроме и на Камчатке.

«Никто не знал, какой грунт, какая там несущая способность, будет ли он утопать в этой пыли. Она была отработана впервые», – подчеркивает генеральный директор ВНИИтрансмаш Виктор Степанов.

Американский луноход 1971 года больше напоминал армейский джип, на котором бодро лихачил космический ковбой. Жизнь такого аппарата заканчивалась с приходом лунной ночи и перепадами температуры в 150 градусов. Управляемый с Земли, русский лунный трактор работал дольше: десять месяцев эксплуатации, одиннадцать пройденных километров, пятьсот замеров грунта.

«Перед нами была поставлена задача создания робота для Марса. Мы создавали макеты марсоходов», – рассказывает конструктор «Лунохода-1» Павел Сологуб.

Близнец лунохода, привезенного в Петербург, до сих пор подает признаки жизни. Так, недавно, западным специалистам удалось зафиксировать сигнал от лазерного отражателя аппарата. Один из символов советской империи продан сыну американского астронавта с одним условием –  самовывоза. 

Аппарат поступивший в Петербург находится в исправном техническом состоянии, и, как надеются в музее, он еще сможет пройти своей лунной походкой мимо старых автомобилей.