09.07.2010 | 10:13

О судьбе последнего российского маяка

Свет на воде, который может погаснуть. У причальной стенки в Ломоносове стоит необычное судно - плавучий маяк. Его построили в Финляндии по заказу Советского Союза, и с 1963-го по 86-й он дежурил в одном из самых опасных проливов Балтийского моря. Когда-то такие суда десятками ходили в российских водах, но со временем их все списали, и о том, что они вообще были, сейчас помнят даже не все моряки. Маяк, который стоит в Ломоносове, последний в России. Был еще Астраханский, но его недавно разрезали на металл. Рассказывают «Новости культуры».

 

У «Ирбенского» - маяк носит имя пролива, по которому он ходил больше двадцати лет - когда-то был голос. На его гудки и радиосигналы откликались суда за много миль вокруг. Но громкоговорители давно охрипли, антенны съела морская соль. И уже никто не назовет маяк «лучом света в темном море». Его яркий глаз ослеп.

Это, можно сказать, - сердце плавучего маяка - так называемая «мачта» - похожая на огромную, полую внутри колонну. Попробуем залезть.. Здесь точно понадобится фонарь...Мачта высотой 17 метров. У нее наверху установлена система мощных осветительных приборов и зеркал.Как говорят эксперты и историки, этот огонь было видно за пятнадцать морских миль. И даже в условиях самой серьезной непогоды, самого сильного тумана - он служил великолепным ориентиром для грузовых и торговых судов. Когда стационарных маяков на Балтике стало больше, а морские и береговые службы решили, что они надежнее и мощнее плавучих собратьев, «Ирбенский» перевели из прибалтийских вод в Ломоносов. А теперь памятник ушедшей морской эпохи собираются, как говорят моряки, «пустить на иголки».

«В настоящее время он переведен в военное имущество приказом командующего флотом - и выставлен на торги, на продажу - в металлолом», - рассказывает начальник группы гидрографических судов Сергей Хрулев.

Сюда можно было бы водить туристов, уверен моряк-гидрограф. Конечно, борта ржавые, а на палубе - кучи мусора, но если судно покрасить и как следует почистить, у маяка будет очень впечатляющий вид. «Все в приличном состоянии, - показывает Сергей Хрулев. -Длинные коридоры, просторная кают-компания... Ее несложно превратить в выставочный зал».


В США, Франции, Великобритании, Финляндии из плавучих маяков давно сделали экспозиционные залы на воде. Колоритные суда украшают набережные. Последний российский маяк одно время собирались отбуксировать в Калининград, в музей океанов. Или превратить его в клуб юных моряков - в Ломоносове или Кронштадте. Но в итоге так никто и не взялся устроить его судьбу. И если в ближайшее время ничего не изменится, уникальное световое судно станет просто грудой металлолома.