09.07.2010 | 12:28

Олег Аронсон: "Произведение искусства стало товаром, и его цена непомерна"

 Философ Олег Аронсон совершил философское разоблачение одной из базовых категорий эстетики и выступил с лекцией «Красота без прикрас». Он толкователь текстов французского философа постмодерниста Жиля Делеза, автор книг «Метакино» и «Коммуникативный образ», лауреат Премии Андрея Белого за гуманитарные исследования. Вчерашняя лекция в Центре современной культуры «Гараж» была посвящена роли красоты в искусстве и экономике. Рассказывают «Новости культуры»

Олег Аронсон – современный философ, который нередко выступает на территории современного искусства. Он умеет заметить мутацию старых добрых искусствоведческих категорий и сделать их своевременный апгрейд. На этот раз жертвой его пристального взгляда пала «красота».

«Я бы хотел отделить красоту от эстетики и показать, что она стала категорией экономики. Сегодня она возвращается к нам, но уже не в качестве эстетической категории», – поясняет философ.

 

«Со времен Платона красота отошла от истины и добра», –  безоценочно замечает Аронсон. Но вот с искусством ее связь была прочна вплоть до ХХ века, пока авангардисты не вывели искусство из сферы чувственного и эстетического в концептуальную и интеллектуальную сферу. Тем временем красота пошла в тираж и в массы. 

«Последний проблематизатор красоты был Энди Уорхол. Бутылку "Кока-колы" и портрет Моны Лизы он уравнял и, фактически, закрыл проблему. Но открыл другую – проблему инфляции образа», – продолжает Аронсон.

Красота – это то, что можно воспроизвести. Следовательно, она является технологическим продуктом, и имя этой технологии – копирование.

Вслед за Орсоном Уэллсом Олег Аронсон задает вопросы о том, что происходит с искусством при копировании, об экспертах, которые способны отличить подлинную красоту от подделки и цене их труда.

«Произведение искусства стало товаром, и его цена непомерна», – убежден он.

К примеру, за стеной того зала, где читает свою лекцию Аронсон, открыта выставка Франческо Веццоли: гламурные слезы из глаз Леди Гага орошают пианино, созданное Дэмиеном Херстом. Рядом – один из самых коммерчески успешных проектов российского современного искусства – группа «АЕС+Ф». И работы Веццоли, и работы «АЕС+Ф» продаются за сотни тысяч долларов. Этот порядок цен, по мнению Олега Аронсона, противоречит тому авангардистскому взрыву, в результате которого появилось на свет современное искусство. Авангардисты запустили процесс демократизации образа: «Черный квадрат» может нарисовать каждый, и это вовсе не повод продавать или покупать один из первых за миллион долларов. Так считает философ.