Новости

08.10.2017 | 20:33

Выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина" расширит представление "о границах дозволенного в искусстве"

Когда о выставке говорят, что она может расширить представления о границах дозволенного в искусстве, это удачная аннотация. И хорошо знал, о чём говорит, Виталий Мишин, куратор выставки в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина. Вена». На графических работах классиков много женщин, разных женщин, красивых женщин. Климт, не писавший автопортреты, вообще говорил так: «Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины». А у Шиле много автопортретов, и они есть на выставке. Но главное в ней – страсть и экспрессия австрийских классиков. Выставка откроется на следующей неделе, но уже сегодня есть о чём рассказать. Сообщает Анастасия Егорова.

В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина рисунки Густава Климта и Эгона Шиле развешивают в атмосфере строжайшей секретности. Даже интервью до открытия выставки кураторам давать запрещено. За пояснения пока отвечает хранитель. Вместе с рисунками из музея Альбертина приехали и крепления для работ.

«Внутримузейная система музея Альбертина – только с этим условием нам их дали, и мы, к сожалению, не можем вам показать все крючки и специальные приспособления, потому что это секрет», – говорит хранитель музея Елена Коротких.

Работы австрийских художников разместили в небольших залах Галереи искусства стран Европы и Америки. Рисунки прекрасно сочетаются с этим пространством.

«Не так часто выставки такого рода происходят вообще в музеях. Рисунки показывают не так часто, поскольку это материал, который страдает от частой демонстрации», – считает директор ГМИИ им А.С Пушкина Марина Лошак.

В рисунках и карандашных набросках – творческий метод Густава Климта и Эгона Шиле. Здесь нет знаменитого «Поцелуя» Климта, но есть подготовка к нему. Во многих рисунках художники только ищут нужные линии и формы. Хотя иногда графический набросок – это все, что остается от живописной работы.

«Эта работа – эскиз Густава Климта к картине «Юриспруденция», которую он сделал в 1900 году для Венского университета, и это единственная вещь, которая у нас сохранилась. Потому что, к сожалению, сама картина была уничтожена при отступлении немецких войск в 1945-м. Она сгорела в замке», – поделилась хранитель музея Елена Коротких.

Буквица «Д» Климта, которую искусствоведы считают образцом модерна в графике, занимает место на стене. Черно-белые рисунки журнала Ver Sacrum – рядом. Работы ученика Климта Эгона Шиле ждут своего часа: они экспрессивны, фигуры натурщиц угловаты. Шиле рисовал их, себя и не боялся смешивать материалы.

«Он пользуется акварелью и гуашью, обрисовывая ее контур, надо понимать, что девушка вообще-то лежит на подушке, то есть технически она должна быть горизонтальной, он специально изображает ее вертикально, вертикально ее показывают на всех выставках, в том числе и у нас. Потому что это особенный подход, особенная идея художника», – отметила хранитель музея Елена Коротких.

Выставка имеет возрастной ценз 18+. Как утверждают кураторы, она должна расширить привычные представления «о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве».

Новости культуры