10.07.2010 | 22:50

Балетные шедевры Иржи Килиана: впервые в России

Балетные шедевры легендарного чешского хореографа Иржи Килиана, над которыми смеется и плачет вся Европа, впервые увидят в России. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко два года вел переговоры и получил согласие хореографа на постановку его самых известных балетов - «Маленькая смерть» и «Шесть танцев». На премьеру, которая пройдет завтра, Иржи Килиан приехать не смог. Но он прислал в театр теплое письмо со словами поддержки. И пошутил, что дарит танцовщикам собственные крылья, которые очень пригодятся им в день премьеры. Рассказывают «Новости культуры».

Элке Шеперс сама танцевала «Маленькую смерть», теперь ювелирно точит каждую деталь. Эти семнадцать минут стоят трехактного балета. Танцовщики Станиславского и Немировича-Данченко готовились к этому прорыву полгода..

«Это очень тонкий и чувственный балет. Каждая пара вовлечена в процесс, у каждого дуэта собственная история. Килиан музыкально-точен – чтобы выдержать его стиль от и до требуется очень много сил», - объясняет ассистент хореографа Элке Шеперс.

Шесть пар мужественно вступили на дорогу, которая по силам танцовщикам экстра-класса, а Килиан – крепкий орешек. В России его балеты знают только по записям. «Я должен был с чего-то начать. Это должны были быть те работы, с которых мы бы взяли старт», - говорит художественный руководитель балета музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Сергей Филин.

«Маленькую смерть» Килиан поставил для Зальцбургского фестиваля в девяносто первом, с тех пор отбоя нет от желающих заполучить этот семнадцатиминутный шедевр. Пятичасовые репетиции, травмы и голодные обмороки не в счет. Танцовщики готовы на любые муки, чтобы прожить эти волнующие минуты.

«У нас нет права на ошибку. Мы за свои тридцать секунд должны не ошибиться и успеть показать зрителю тот самый эротизм, о котором вы говорите», - отмечает солист балета музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Алексей Любимов.

Французы, с присущим им изяществом назвали кульминацию в любви маленькой смертью. Эстет Килиан под музыку Моцарта рассказал о взрыве эмоций и чувств в танце.

«Работать было очень приятно. Потому что это красота движений. Единственная сложность была в том, что мы должны сделать все очень синхронно и очень музыкально», - рассказывает премьер балета музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Георги Смилевски.

Не только романтик. Килиан - любитель гротеска и комедии. В «Шести танцах» он создал балетное зазеркалье… Здесь летят головы, балерины становятся клоунессами, пышные кринолины живут собственной жизнью…

Сами танцовщики не прочь подурачиться на сцене, посмеяться над галантным веком напудренных париков и любовных игр.

Комедийный вариант - это сразу в два раза больше тратится сил, потому что, помимо того, что нужно делать движения руками, ногами, корпусом, нужно еще уметь играть», -  убежден артист балета музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Евгений Трупоскиади.

На эти пятнадцать минут балерины могут забыть об изяществе, падать в обморок и быть смешными девчонками.

«Мне кажется, он хотел высмеять эти горделивые платья, у мальчиков парики. И, в то же время, он просто взял и высмеял это все», - уверена солистка балета музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Валерия Муханова.

«Шесть танцев», как Алиса – Кэрролла, уже классика, балет на все времена. Арлет Ван Бовен - ассистент Килиана - поставила его в пятнадцати театрах. За десять лет.

«Это и о смысле, и о бессмыслице, о реальности и о фантазии. Надо быть очень хорошим танцовщиком, чтобы это исполнить. Здесь много реальности и сумасшествия», - считает ассистент хореографа Арлетт Ван Бовен.

Килиана на премьере не будет. Хореограф обещал приехать в начале нового сезона.