06.10.2017 | 10:11

В Красноярске начала работу XII Биеннале музейного искусства

В Красноярске начала работу XII Биеннале музейного искусства. Её также называют "сибирской" и считают первой институцией такого типа в России - красноярская биеннале проходит с 95-го года. В этот раз её основной проект посвящён российской деревне. Подробности у Станислава Дорэ.

Австрийские современные художники Маркус Ханакам и Розвита Шуллер в Москву приезжали не раз, но сказать о том, что поняли и почувствовали Россию, могут только сейчас. Они уже побывали в якутском селе Кыргыдай - собирали материал для своего видео-арта. Уже неделю, как живут в Красноярске - сибирский город, расположенный на реке Енисей, их покорил.

"Здесь, в Красноярске, особенная энергетика и эстетика. Всё построено на контрасте. Индустриальные и природные пейзажи изумительные, как в кино. Мы открыли для себя новый мир", - отметила художник Розвита Шулер.

Их работа называется "Глашатаи". Своим героем художники выбрали мастера игры на хомусе из якутской глубинки. Таких колоритных персонажей из самых разных российских поселений на выставке можно встретить немало.

Чем живёт современная деревня? Этот вопрос в современном искусстве звучит довольно редко. Ещё реже деревня становится главной темой, таких масштабных экспозиций как биеннале. Кстати, большинство работ было создано специально для этого проекта. И это тоже своеобразный знак качества, ведь даже на топовых биеннале частенько показывают работы не новые.

Красноярская биеннале стала своеобразным арт-исследованием - художники отправлялись в настоящие экспедиции. Проект готовился два года. Одним из кураторов выступил директор австрийского культурного форума Симон Мраз. Он же - автор идеи основного проекта.

"Мы живем в мире, где фокусируется на город, но культура никогда не была только город - это и деревня. И если говорить про современное искусство - Малевич, большой авангардист, идеи, цветы тоже собирал здесь", - подчеркнул куратор выставки Симон Мраз.

Организаторам удалось собрать звездный состав художников. Половина из них - русские. Лауреат премии "Инновация" этого года Леонид Тишков на предложение откликнулся с радостью - тема деревни в его творчестве одна из главных. Сам он родился в уральском селе. Кстати, оттуда  коврик, ставший своеобразным знаменем его инсталляции. Коврику около 50 лет, его смастерила мама художника. А наличники - местные, красноярские.

"Здесь я был очарован окнами старых деревень и домов, с болью в сердце смотрел, как они рушатся, ведь Красноярск разрастается и поглощает деревню. Эти три окна совсем недавно были настоящими глазами деревенских домов", - объяснил художник Леонид Тишков

Восходящие звёзды российского современного искусства, арт-группа "Куда бегут собаки?", красноярскую публику решили накормить борщом. Они создали специальный аппарат, который готовит этот суп, согласно рецептам XX и XXI веков. Правда, рецепты непростые. Каждый ингредиент соответствует количеству и качеству текста - из прошлого и настоящего.

"Морковка- это поэзия. Борщ, свёкла - новости публицистика. Приправы за XX век - мемуары и переписка, а за XXI - соцсети. Соль - реклама, объявления", - объяснила участник группы "Куда бегут собаки" Ольга Иноземцева.

Биеннале приурочена к столетию Октябрьской революции. Примечательно, что проходит она в бывшем музее Ленина, и здесь до сих пор есть залы, посвященные вождю пролетариата. Так что, концептуально всё сошлось: и деревня, и современное искусство, и юбилейная дата одного из самых спорных событий в российской истории

Новости культуры