13.07.2010 | 10:49

Греческие иконы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина

«Синаксис» в переводе с греческого означает «собор». На заре христианства так назывались внебогослужебные собрания верующих, посвященные чтению Священного Писания. Такое же название получила и выставка, которая открывается в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. 130 уникальных икон Греции XV – ХХ веков предоставили известнейшие коллекционеры. Рассказывают «Новости культуры».

Толстые стекла, специальный климат, направленный свет - все это необходимые условия для создания выставки. Во время монтажа оказалось, что одна из витрин маловата для иконы с рамой. Эту проблему удалось решить благодаря определенному наклону доски. Самым трудным оказался крепеж, который для каждый иконы делался индивидуально.

Куратор выставки Александра Степина рассказывает: «Икона - это всегда доска, она неровная. Значит, и крепежи вы не можете заказать типичные. Вот они проделали огромную работу, промеряя каждый раз расстояния».

Фон для экспозиции был выбран темно-серый. На таком лучше всего проявляется свет, идущий от икон. Символом выставки стала икона с изображением собора архангелов, то есть синаксис, олицетворяющий небесные силы. Еще один знаковый образ – « Торжество православия».

«Собственно, это обоснование иконопочитания, потому что этот праздник был утвержден в IX веке в честь победы над иконоборчеством, - говорит Александра Степина. - И мы видим, что образ, который почитаем всеми, - это Богоматерь с младенцем».

Начиная с середины XV столетия, сразу же после падения Византии и захвата турками Константинополя, иконописные центры переместились оттуда в Грецию. Крупнейшим мастером на ее территории в то время был Андреас Ритзос. Именно под его влиянием развивалась греческая школа иконописи.

«Мы здесь видим удивительную вещь, - говорит Александра Степина, указывая на одну из работ Ритзоса. - Центральная часть выдержана в православной традиции, по православному канону, но по бокам от «Успения» изображены святые, почитаемые в католической церкви - Святой Доминик и Святой Франциск. Они даже написаны иначе - согласно католической иконографии и традиции».

Восточные и западные традиции можно обнаружить еще у одного мастера, уроженца Крита Доменикоса Теотокопулоса, прославившегося, как Эль Греко. Его неповторимый стиль сложился лишь в Испании. А его ранняя икона « Оплакивание Христа» написана в смешанной технике. Сохранилась оригинальная рама, и это уникальный случай.

«В этом плане для посетителей будет интересно сравнить классического Эль Греко и его более ранние произведения, созданные во второй половине XVI века. Скорее всего, на Крите или, может быть, сразу же после его приезда в Венецию», - рассказывает Степина.

Образ Христа написан еще в византийских традициях. Когда-то это икона XV века принадлежала известному коллекционеру Георгию Костаки, а позже попала в Музей древнерусского искусства Андрея Рублева. Традиция собирать иконы сложилась в середине XIX века, и многие работы уцелели благодаря коллекционерам. Они спасали иконы от разрушения и создавали первые школы реставрации. В их числе был Эмилиос Велимезис, чья коллекция представлена на выставке.

Коллекционер Христос Маргаритис говорит: «Это фрагменты иконостаса 1627 года. Это редкие иконы, не только по времени создания, но и потому, что он был разделен на части, которые находились в разных местах. И заслуга моего дяди в том, что он сумел найти и собрать все три части».

Эта выставка не только отражает интересы коллекционеров, а знакомит с тем, кому поклонялись греки на протяжении пяти веков. Христос, Богородица, все святые - эти образы почитаемы и на Руси. С XV века иконописные школы двух стран развивались параллельно и влияли друг на друга.