13.07.2010 | 13:05

"Анатомия живописи" Николая Мухина

Его работы – это синтез традиций и новаторства, а его творческое кредо – постоянный поиск. Это в очередной раз демонстрирует новая выставка народного художника России Николая Мухина. В Музее современного искусства представлены, как его ранние этюды, так и экспериментальные произведения последних лет. Название циклов «Анатомия живописи» и «Библия для неграмотных» красноречиво подтверждают – эксперимент продолжается. Рассказывают «Новости культуры».

Художник не может жить в определенных рамках, считает Николай Мухин. Он должен постоянно расширять границы искусства. Однажды, когда он расписывал сербский храм, священник сказал ему: «Пишите, как хотите, ведь вы художник». Этому наставлению Мухин старается следовать всю жизнь. Даже в церковной канонической живописи он находит поле для эксперимента.

«Формально сюжет может быть горизонтальный, вертикальный, а канон – всего лишь персонажи, какие должны быть в том или ином сюжете. Дальше – право художника», – заявляет Николай Мухин. 

Он воспринимает живопись как особое излучение, которое не дано видеть каждому. Однажды ему в руки попал люминофор – порошок, который применяют в часовых механизмах. Художник решил использовать его. Эффект оказался неожиданным. Картины приобретали другое измерение и начинали светиться в темноте, а палитра приобретала темно-зеленые и голубые оттенки. Это изобретение стало ноу-хау художника, которое друзья помогли запатентовать.

«В полутьме можно видеть цвет,  и картина все равно светится. То, что художники религиозные средневековья пытались золотом заменить цвет фаворский, здесь этот цвет. Чем он темнее, тем он ярче становится», – поясняет мастер.

Один из проектов Николая Мухина называется «Анатомия живописи». Художник предлагает зрителям не только глубже узнать сюжет картины, но и познакомиться со структурой полотна, увидеть отдельные фрагменты, используя при этом компьютерную графику. Холст может сужаться, расширяться, приобретать объем и новые формы.

«Картина – это не мертвый организм, нарисованный однажды и забытый. Ее можно рассматривать по-разному. Сколько ты видишь этих излучений – что Бог тебе дал, то и видишь», – добавляет Николай Мухин.

Эксперимент продолжается, и на выставке есть работы, датированные 2010 годом.