14.07.2010 | 12:58

"Синаксис" - выставка лучших образцов греческой иконописи

Общим знаменателем российской и греческой культур можно объявить то, что представлено на выставке в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Она открылась в Отделе личных коллекций. Название экспозиции – «Синаксис», в переводе с греческого означает «собрание», «сбор», «собор». И здесь действительно собраны лучшие образцы греческой иконописи поствизантийского, не самого, если так можно выразиться, популярного, периода греческой истории. Среди экспонатов - сокровища частных собраний и крупных музеев России и Греции, от середины XV до конца прошлого века, в числе которых есть даже ранние работы Эль Греко. Рассказывают «Новости культуры».

 

Выставки греческого искусства в залах Музея изобразительных искусств – не редкость. Но прежде они знакомили с искусством древней Эллады. Поствизантийские иконы XV – XX веков зрители видят впервые. До этого выставка побывала в двадцати странах мира. Но в Россию она приехала обновленной. Уже на открытии Ирина Антонова пригласила коллег из Греции участвовать в праздновании столетия Музея изобразительных искусств, которое будет отмечаться в 2012 году.

 

«У нас есть подлинное античное искусство. Но нам много не достает. И нашим зрителям, прежде всего, чтобы представить искусство древней Греции в полный рост. И мы здесь обращаемся к нашим греческим коллегам, мы будем просить вас об участии в выставке "Воображаемый музей"», - сказала  директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова.

 

Что же касается икон, то у Греции и России – общие корни, одинаковые образы, те же самые святые, но вот иконография - разная. Греческие мастера часто испытывали влияние католических традиций и писали в смешанной технике. Как, например, вот эта, «Оплакивание Христа». Икона уроженца Крита Доменикоса Теотокопулоса, прославившегося как Эль Греко. В его ранней работе с трудом улавливается тот неповторимый стиль, который сложился у художника в Испании. Библейский сюжет «Бегство в Египет» на греческих иконах выглядит иначе, чем на русских.

 

«Там «Бегство в Египет». Иисус сидит на закорках у Иосифа. Но не мог, конечно, новорожденный оказаться на закорках, и ножки свешивать сюда. И в русской иконографии такая сцена невозможна», - объясняет куратор выставки Алексей Савинов.

 

На греческих иконах часто изображают Николая Угодника с корабликами. Что характерно для страны, связанной с морем. Он всегда был покровителем моряков. Также почитают в Греции святых – покровителей городов.

 

«Например, святой покровитель города Салоники – это Святой Димитрий, который подобен святому Георгию, убившему змея. А святой Димитрий убил злого начальника. Он - покровитель воинства», - отмечает куратор Талеа Стефаниду.

 

Самый почитаемый образ - Богоматери - можно встретить в каждом греческом доме. С Афона пришел на Русь и образ Богоматери «Неувядаемый цвет» Часто паломники привозили на Русь эти иконы. И русские мастера стали следовать именно греческим традициям. В этом сюжете Богородица предстает с греческим цветком.

 

«Здесь представлена икона XVIII века. И в ней очень интересная деталь. Обычно Богоматерь держит в руках лилию, как символ чистоты , иногда, это может быть гвоздика, но, в данном случае, она держит типичный афонский цветок «Красный бессмертник», - рассказывает куратор выставки Александра Степина.

 

На выставке представлена и современная иконопись. Этот иконостас XX века предназначен для дома. Или, современные экспонаты « Жития святых», которые далеки от традиционных канонов. Они отражают вкусы своих собирателей и имеют право на жизнь.

 

Читайте также: Греческие иконы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина